Примерное время чтения: 7 минут
201

Уроки воительницы Тыргатао. Юнус Сулейманов рассказал о рыцарских хрониках

«АиФ-Адыгея» № 34 21/08/2024

«История народов, населявших и населяющих земли России, уникальна. Она сама по себе настоящий бренд. Особенно если рассказать и показать её интересно, с любовью», - уверен художественный руководитель Камерного музыкального театра РА им. А. А. Ханаху Юнус Сулейманов.

Параллели истории

- В Камерном музыкальном театре по гранту «Культура малой родины» готовится премьера мюзикла «Тыргатао». Почему вы решили обратиться к далёкой истории?

- Потому что сюжет, развернувшийся 2400 лет назад в реальной жизни, более чем достоин постановки в XXI веке. Действие происходит во времена племён синдов и меотов, которые, по утверждению учёных, были предками адыгов. Территориально они проживали на Черноморском побережье и соседствовали с Боспорским царством, объединившим греческие города на территории Керченского и Таманского полуостровов.

Синды и меоты активно торговали с греками. Но у них была своя культура, свои традиции, свой быт. Какие именно, никто точно не знает, - наши познания ограничиваются несколькими научными версиями.

Я давно мечтал рассказать со сцены необыкновенную историю меотской воительницы Тыргатао (её роль исполнит актриса Бэла Тлий), которая подняла соплеменников на защиту своих земель, на борьбу против Боспорского царства, которое пыталось хитростью и коварством завоевать её родину.

«Прекрасная Елена» - ещё одна античная история в репертуаре театра.
«Прекрасная Елена» - ещё одна античная история в репертуаре театра. Фото: из архива Камерного музыкального театра РА им. А. А. Ханаху

Наш спектакль называется «Тыргатао. Последняя амазонка» ещё и потому, что в её роду были воительницы. Да и она сама была воспитана как воин. Её отец Тыргатай учил дочь стрелять из лука, ездить на коне, драться. Вынужденная взвалить на себя обязанности вождя, она спасла свои земли от рабства.

Сегодня эта древняя история тесно перекликается с событиями современности, когда Запад всеми силами пытается свалить Россию, поставить её на колени.

- Но чем это древнее сказание может быть интересно молодому зрителю?

- К сожалению, не секрет, что с 90-х годов вкусы и устремления многих молодых людей формируются западными стереотипами. А что на Западе говорят о России? Что на фоне европейской цивилизованности и добродетельности это варварская, бескультурная страна с жестокими и грубыми нравами. Но ведь это ложь!

Давно доказано, что русская культура на несколько столетий старше европейской. Культура России начала формироваться с IX века, со времён Древней Руси. Она складывалась из множества национальных культур, обогащалась их историей, языками, песнями, танцами, традициями, эпосом.

Мы хотим, чтобы наш молодой зритель был горд своей историей, где реальные герои, пусть даже жившие сотни лет назад, готовы были отдать жизнь не ради обогащения и статуса, а ради беззаветной любви к Родине.

Наш спектакль посвящён лишь одной странице этой истории, проникнутой не идеями завоевания и порабощения иноверцев (как в рыцарских хрониках Европы), а защитой родной земли и свободы.

Помимо темы патриотизма и подвига женщины, в спектакле щемяще рассказано о любви и предательстве, о силе духа. Те страсти, которые будут кипеть на сцене, близки и современникам. Это вечные темы, вне времени и пространства.

Композитор спектакля по пьесе Галины Лодяновой - музыкальный руководитель нашего театра Андрей Семёнов. Вместе с автором стихов и редактором пьесы Владиславом Старчевским они сделали мюзикл ярким и динамичным. Он смотрится на одном дыхании. В спектакле, помимо артистов Камерного театра, заняты вокалисты ансамбля «Оштен», танцовщики легендарного «Нальмэса», музыканты симфонического оркестра, детский хореографический ансамбль «Сюрприз» Ларисы Тупчей. Хореограф спектакля - балетмейстер и артист «Нальмэса» Иланд Хаджаев.

Мы постарались привлечь в мюзикл талантливых представителей разных жанров искусства, чтобы создать масштабное, красочное действо с глубинным смыслом.

Женские святыни

- Амазонки, которые коня на скаку остановят, в горящую избу войдут, - это природный или вынужденный менталитет российских женщин?

- Введение антироссийских санкций для большинства западных стран обернулось губительным разочарованием ещё и потому, что, делая этот шаг, они так и не поняли суть, психологию россиян.

Нас не поставить на колени за брендовые шмотки, мебель и фастфуд. Во все времена трудности страны только сплачивали россиян. Русские люди готовы отдать жизнь ради защиты родной страны. Вы вспомните все войны России: мы никогда не нападали, но всегда самоотверженно защищали свою родину. Мужчины делали это на поле боя, женщины - на фронте и в тылу.

Отмотайте историю назад. В Великую Отечественную женщины, старики и дети сутками работали в цехах эвакуированных заводов, собирая оружие для фронта, выстояли в блокаду Ленинграда. В Первую мировую на фронтах воевали женские батальоны, в военные госпитали санитарками и медсёстрами шли даже дворянки, княгини и графини. В Отечественную войну 1812 года в крестьянских отрядах партизанили женщины, воюя против наполеоновских солдат. Причина одна - для женщин России всегда на первом месте была защита родины, семьи, это понятия святые.

Мне врезались в память слова военного эксперта Якова Кедми, которые отражают суть россиян: «Брестской крепости не было ни в одной армии мира. Сталинграда не было ни у кого. А надпись «Умираю, но не сдаюсь!» кровью написана только на русском языке».

Без западных подсказок

- После скандального концерта Ольги Бузовой в Уфе министерство культуры России поддержало введение для артистов концертного дресс-кода. Как вам идея?

- Полностью поддерживаю! Я убеждён, что культура, искусство не несут лишь развлекательную функцию, они воспитывают, формируют у зрителя (в основном молодого) вкус и взгляды на окружающий мир, на себя.

Какие взгляды формирует полуголая Бузова и иже с ней? Почему её вообще выпускают на сцену? Она не певица, не актриса - она любитель с, мягко говоря, сомнительными талантами. В России хватает певцов, артистов, которые действительно интересны и многогранны. Почему всё сводится к безголосой и примитивной Бузовой?

На сцене должны выступать образованные, грамотные музыканты и самородки, которые по-настоящему хорошо поют. У нас их достаточно, особенно в провинции. Я убеждён, именно с провинции начинается возрождение российской культуры - с театров Челябинска, Иркутска, Новгорода, Воронежа, Самары.

- На Западе крепнет практика отмены русской культуры. С какими западными веяниями стоит распрощаться в ответ?

- Я знаю западную культуру, где есть Герман Гессе, Мольер, Моцарт, Шекспир, Клод Моне. Их не отменить - они вечны. А вот современные западные «ценности» с пропагандой нетрадиционных отношений, чайлдфри, феминизма к нам пускать нельзя. В России своя богатая интернациональная культура, которая обойдётся без этих веяний и которая не нуждается в западных подсказках.

Мы очистимся от того, что нам эти веяния принесли в 90-е, и возродим своё национальное, лучшее. А заодно сохраним для человечества нетленные шедевры настоящей европейской культуры.

Досье:
Юнус Сулейманов. Родился в а. Пшикуйхабль Теучежского района. В 1981 г. окончил Майкопское музучилище. В 1981-1986 гг. - учёба в ГИТИСе на режиссёра музтеатра. В 1996-1998 гг. - учёба в Высшей школе деятелей сценического искусства, затем - в аспирантуре ГИТИСа. В 1986-1993 гг. - режиссёр Национального театра РА. С 1993 г. - худрук Камерного музыкального театра РА им. А. А. Ханаху.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах