Примерное время чтения: 7 минут
278

Дефицитная стезя. Алексей Самоквитов - о нехватке медиков и лайфхаке СССР

«АиФ-Адыгея» № 20 19/05/2022

«Кадровая проблема, которая приводит к очередям в поликлиниках, к отсутствию узких специалистов, вызывает неудовлетворённость пациентов, возникла не сегодня и не вчера. И чтобы решить её, понадобится как минимум пятилетка», - считает директор Майкопского медицинского колледжа Алексей Самоквитов.

Троечник не пройдёт!

- В следующем году Майкопский медколледж отметит 90-летие. Какие специальности за все эти годы остаются самыми востребованными? Велик ли конкурс?

- У нас нет чего-то более или менее престижного - все специальности популярны. Сейчас мы принимаем абитуриентов по четырём направлениям: «сестринское дело», «лабораторная диагностика», «акушерское дело» - на базе девяти классов и «лечебное дело» (готовим фельдшеров) - на базе девяти и одиннадцати классов.

У нас есть и бюджетная, и внебюджетная формы обучения. Правда, сейчас увеличивается число бюджетных мест: в 2019-2021-м их было 160, а с этого года - 200. Это объясняется и востребованностью профессий, и дефицитом средних медработников.

Но и конкурс в наш колледж очень высокий. Средний проходной балл среди бюджетников по итогам приёмной кампании 2021 года - 4,52-5,0. То есть это отличники и хорошисты, не ниже. И желающих много: в том году мы набрали порядка 300 человек, а заявлений поступило больше 800.

- Насколько сегодня образованы ваши студенты? И верно ли утверждение, что в колледж идут те, кому в вуз поступить знаний не хватило?

- Это абсолютное заблуждение! Сюда поступают не для того, чтобы пересидеть, - слишком долгая пауза получится. Ведь срок обучения в колледже - 3 года 10 месяцев, вне зависимости от того, девять классов у тебя за плечами или одиннадцать.

Не секрет, что часть наших студентов после колледжа идёт в вузы. Но это всего 10% от общего числа, не больше.

Если же говорить о багаже знаний, с которым к нам приходят абитуриенты, приходится признать, что ковидная история с переходом на дистанционное обучение знаний не прибавила. Но у нас опытные преподаватели, и в течение полугода могут подтянуть до нужного уровня.

А вот выпускники - это серьёзные, сильные студенты. Сегодня они востребованы везде. И нам за них не стыдно.

За опытом - в «красную зону»

- Возможно, ещё и потому, что многие ваши студенты в разгар пандемии работали в «красной зоне»?

- С 2020 года максимальное число волонтёров - 52. В период пандемии наши ребята работали и в колл-центре, и в ПЦР-лабораториях Роспотребнадзора, кожвендиспансера и Майкопской ЦРБ, а также во всех отделениях Майкопской городской поликлиники для взрослых, помогая организовывать наборы лекарств и доставку их амбулаторным больным. А ещё в санэпидотрядах распространяли информацию о мерах по профилактике и борьбе с новой коронавирусной инфекцией.

Во время вынужденных каникул те ребята, кто приехал к нам из села, участвовали в региональной программе «Добро в село»: помогали в ЦРБ по месту жительства, кто - в лабораториях, кто - в поликлиниках, кто - в ФАПах. И уже два года в первую смену, перед учёбой, студенты колледжа работают в колл-центре.

- Есть у вас в колледже программа «Молодые профессионалы». Как она повышает уровень студентов?

- По национальному проекту «Образование» наш колледж должен получить оборудование почти на 10 млн рублей для двух мастерских по компетенции «медицинский и социальный уход» и «лечебная деятельность». Сейчас полностью готовы под них две аудитории.

А с сентября мы ждём поступления в эти кабинеты кроватей, манипуляторов, кардиографов, электро- и хирургического инструмента - максимально современного оборудования, которое сегодня используется в лечебных учреждениях. Занятия в этих мастерских станут для наших ребят хорошей предпроизводственной практикой.

Алексей Самоквитов.
Родился в 1974 г. в г. Выборге. В 1997 г. окончил педиатрический факультет Омской государственной медакадемии. С этого же года - травматолог-ортопед Адыгейской республиканской детской клинической больницы. Врач высшей категории. С 2019 г. - директор Майкопского медицинского колледжа.

Единственный выход

- В Адыгее есть медицинский вуз, ваш медколледж ежегодно выпускает 90-150 средних мед­работников, несколько лет в республике работают программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер». Почему же до сих пор не решена проблема дефицита медицинских кадров?

- Дефицит медицинских кадров копился не годами - десятилетиями. А программа «Земский фельдшер» работает около пяти лет. Президент России уточнил, что выпускники медколледжей и училищ, кто решил работать на своей малой родине - в сёлах или посёлках городского типа с населением не более 50 тыс. человек, с этого года имеют право на едино­временную выплату в 500 тыс. рублей.

И всё же даже такие полезные программы вопрос дефицита кадров не решат. Считаю, надо возвращаться к советскому опыту - отработкам по целевому направлению. Чтобы вый­ти из кадрового тупика, надо как можно скорее переходить к обязательному распределению выпускников, которые обучаются за госсчёт. Это можно назвать как угодно - целевой договор, целевой контракт. Тут важна суть.

Ведь что такое бюджетный студент? Это тот, кто учился бесплатно, получал стипендию, пользовался социальными льготами. Будь добр, отработай три года в бюджетной сфере в том регионе, где учился или откуда приехал!

У нас на бюджетном отделении учатся студенты не только со всего Северного Кавказа, но и из Москвы, Красноярска, Санкт-Петербурга и так далее. На их обучение страна тратит немалые деньги. И, думаю, было бы справедливо, если бы они по окончании учёбы были обязаны (!) отработать несколько лет по специальности там, где больше всего нужны. На мой взгляд, минимальный срок отработки должен соответствовать сроку учёбы. Иного, второго пути решить кадровую проблему в медицине я не вижу.

На выручку скорой

- Если в этом году программа «Земский фельдшер» расширится, многие ли ваши студенты примут в ней участие?

- Учитывая, что у нас много студентов именно из сельской местности, думаю, да. Жить у себя дома, в селе, в знакомой обстановке, да ещё получить гарантированную работу и к ней 500 тыс. рублей - выгода налицо. Думаю, у этой программы есть будущее.

Если же говорить о подготовке кадров для конкретной отрасли, мы в последние годы ориентировались на подготовку фельдшеров для бригад скорой помощи.

И сегодня на 70% состав бригад скорой - это наши выпускники трёх последних лет. С 2019 по 2021 год работать на станцию скорой помощи пришли 34 наших выпускника.

Недавно на отделении дополнительного образования колледжа прошли курсы переподготовки. И врачи с опытом работы 30-40 лет очень хвалили наших выпускников - фельд­шеров скорой. Не скрою, было приятно.

- Очень часто практикующие врачи жалуются, что сегодняшнего студента на практику не загнать. А уж добровольцев выйти на ночное дежурство - днём с огнём, хотя это лучшая школа. А ваше мнение?

- Такое было всегда. И огульно обвинять молодых в нежелании совершенствоваться в профессии я бы не стал. Добровольцы и энтузиасты среди студентов есть.

Знаете, я работаю со студентами в непосредственном контакте - веду практику в республиканской детской больнице. Только что группа из девяти студентов-третьекурсников распределилась по отделениям: трое - помощниками в перевязочную, ещё шестеро - в процедурные кабинеты, где все они набираются опыта с 8 до 14 часов ежедневно.

Понятное дело, кто не хочет, того не заставить. Но те, кто доучился до третьего курса, это люди ориентированные, которые точно останутся в профессии, кого заставлять не надо.

- И всё же, на ваш взгляд, за какой срок можно будет решить проблему кадрового голода в здравоохранении Адыгеи?

Если отработка после окончания медицинского колледжа, училища или вуза перестанет носить рекомендательный характер, а станет обязательной процедурой для каждого выпускника-бюджетника, думаю, лет за пять, не меньше.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах