Примерное время чтения: 4 минуты
411

На честном слове и на одном крыле. Почему разбился в ущелье мотодельтоплан?

«АиФ-Адыгея» № 44 03/11/2022
Авиаполёты - одно из самых востребованных турразвлечений.
Авиаполёты - одно из самых востребованных турразвлечений. pixabay.com

В Майкопском районе во время экскурсионного полета упал с высоты и разбился мотодельтаплан. В результате крушения погибли два человека - пилот и туристка. Южная транспортная прокуратура и СК начали проверку соблюдения законодательства о безопасности полётов, возбуждено уголовное дело. adigea.aif.ru рассказывает подробности происшествия.

С надломленным крылом

Трагедия произошла 30 октября, около 11 часов дня, рядом с дорогой, ведущей от станицы Даховская на плато Лагонаки. Об этом сообщили в ГУ МЧС по Адыгее. Во время полёта у дельтаплана надломилось крыло, он стал стремительно терять высоту, ушёл в пике и упал в ущелье. 

Незамедлительно на место происшествия были направлены оперативные группы Майкопского пожарно-спасательного гарнизона.

«По прибытии экстренных служб было установлено, что при падении на землю произошло возгорание транспортного средства. Погибли два человека - житель Адыгеи 1974 года рождения и женщина из Ростова -на -Дону, 1979 года рождения. На месте происшествия работает психолог Главного управления МЧС России по РА», - сообщили в пресс-службе ведомства.

Как установило следствие, владелец, он же пилот мотодельтаплана, предложил свои услуги (платные - авт.) группе туристов. При этом не имея разрешений ни на оказание платных услуг, ни на право управлять летательным аппаратом. Более того, в МВД отметили, что разрешения на полёты в районе падения аппарата тоже не выдавались.

Не зная правовой статус предлагаемой услуги, пролететь над ущельем на мотодельтаплане, посмотреть красивые виды решилась туристка из Ростова.

Сейчас поврежденный мотодельтаплан изъят, возбуждено уголовное дело по ч.2 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей).

Дисциплина и трезвый взгляд

Инциденты с аппаратами сверхлёгкой авиации на юге России повторяются с пугающей периодичностью. В чём причина?

По мнению вице-президента Федерации спорта сверхлёгкой авиации России, руководителя Майкопского клуба парапланеристов «Полёт», двукратного чемпиона мира Игоря Потапкина, чисто теоретически возможных причин падения мотодельтаплана может быть несколько: неисправность летательного аппарата или ошибка пилотирования.

«Вообще к полётам, тем более, с пассажирами, надо относиться должным образом - ответственно, как и управляя автомобилем на дороге. Изначально, с момента возникновения, авиационные виды спорта считались волевыми и воспитывали самообладание, смелость, способность быстро и правильно принимать решения в сложных, иногда экстремальных ситуациях. Потому полёт требует к себе уважения и дисциплинированности», - считает Игорь Потапкин.

А это значит прошедшая полную проверку техника, трезвый взгляд, никаких 100 грамм, собранность и готовность к любым сюрпризам погоды, потому что скорость реакции в воздухе актуальней, чем на земле.

«На дороге можно остановиться и подумать, что не так с машиной или с тобой. В воздухе остановок нет - всё надо решать в движении, потеря скорости в полёте - это падение», - уточнил чемпион мира.

Партизанские полёты

И всё же представители Федерации спорта сверхлёгкой авиации выступают на развитие в республике авиационного туризма. Однако в рамках закона. То есть пилот - не просто владелец транспортного средства, но и человек с большим опытом полётов, прошедший специальное обучение в клубе и обладающий лицензией на полёты.

«Авария на мотодельтаплане почему-то рассматривается как нечто из ряда вон выходящее. Но никто не безупречен, все ошибаются. Управлять любым транспортом - это всегда риск. Посмотрите на венки вдоль дорог - их становится всё больше. Но ведь никто из-за этого водить машину не перестал. Другой вопрос - пилот мотодельтаплана просто обязан быть профи. Мотодельтаплан, несмотря на то, что он достаточно демократичен в освоении, требует навыка. А этот навык формируется в систематических тренировках», - подчеркнул Игорь Потапкин.

Однако это на сегодня дорогое удовольствие. Если делать всё легально, получать документы, взять дельтаплан весом свыше 115 кг, то только за сертификат лётной годности ежегодно придётся платить около 100 тыс. руб., а то и больше.

Не каждый человек, желающий на полётах заработать, может себе позволить такие затраты. Чтобы как-то снизить свои финансовые риски, подобные «смельчаки» проходят обучение через интернет, летают по-партизански. Итогом такой экономии становятся подобные трагедии.

Хотя за каждый полёт без разрешения грозит административный штраф в 60 тыс. руб.

Помимо этого, ч.2 ст. 238 УК РФ , если деяния по неосторожности повлекли причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека, наказываются штрафом в размере от 100 тысяч до 500 тыс. руб., либо лишением свободы на срок до шести лет.

По мнению профессионалов, отсутствие нормального обучения пилотов и зачаточное состояние авиационного туризма как отрасли, а также слишком серьёзная зарегулированность сегмента после 115 кг, где всё должно делаться по лекалам «большой авиации», приводит к тому, что люди на мотодельтапланах «прячутся по кустам» и разбиваются.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах