Примерное время чтения: 6 минут
257

Довлетбий Долев о бюджете

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. «АиФ-Адыгея» 05/09/2012

Накануне дня финансиста России, а также 90-летия образования финансовой службы Адыгеи, на эти и другие вопросы в интервью «АиФ-Адыгея» ответил министр финансов республики Довлетбий Долев.

В режиме «эконом»

- Довлетбий Закереевич, последние три года для Адыгеи прошли в режиме экономии - из-за экономического кризиса федеральный бюджет уменьшил дотации. Кому пришлось «затянуть пояса потуже», а на каких сферах дефицит финансов не сказался?

- В текущем году объём дотации из федерального бюджета был уменьшен почти на 30 млн. руб. Это не так значительно, как в предыдущие годы. В общем, за 2010-2012 годы республика недополучила около 2 млрд руб. Естественно, что это вызывало напряжённость в исполнении бюджета, недофинасирование некоторых статей расходов, например, затрат на материально-техническое обеспечение учреждений, приобретение оборудования и капитальный ремонт. Но как бы ни сложилась доходная часть бюджета, в него закладываются все расходы на социальную сферу. Это и зарплаты бюджетникам, и блок социальных выплат - ЖКУ, специалистам села, ветеранам, инвалидам, малообеспеченным и так далее. В республике пожилых людей, пенсионеров больше, чем в среднем по России, поэтому получается, что эта статья расходов самая значительная, в среднем около 70%. Чтобы исполнить все социальные обязательства, решить все финансовые вопросы, республике пришлось брать кредиты. В этом году, кстати, мы их погашаем.

За последние три года дотационность бюджета Адыгеи снизилась с 60 до 48,1%. Но это явление - палка о двух концах. С одной стороны, регион уменьшает финансовую независимость, а с другой - мы вынуждены сокращать расходы. В период кризиса в такой ситуации оказалась не только Адыгеи, но и другие высокодотационные регионы.

- Однако в республике за этот период доходы бюджета не упали, а выросли за счёт собственных поступлений.

- За то время, когда республике сокращали дотации, с 2010 по 2012 год, мы увеличили собственные доходы на 5,5 млрд руб. Это стало стимулом для поиска источников доходов, так как резервы есть всегда. В первую очередь, увеличение налогооблагаемой базы. За счёт чего? За счёт привлечения инвестиций, улучшения экономических показателей. Основные наши доходы - это сельское хозяйство, торговля, производства. К сожалению, до сих пор присутствует зарплата «в конвертах», с которой боремся.

В республике есть межведомственная комиссия, которая работает над налогооблагаемой базой. В основном, это налог на доходы физических лиц, или как его еще называют, «подушевой» налог, транспортный, налог на земли. Эти вопросы контролирует лично глава республики Аслан Тхакушинов. Собираемость налогов в последние годы значительно выросла. Например, по транспортному налогу - 98%. Это один из лучших показателей в стране. Мы вынуждены за каждым автомобилем бегать! То же самое, что по земельному налогу, чтобы каждый хозяин заплатил налог или аренду. Вот так по каждому налогу буквально «охотимся» за плательщиками.

Сейчас будет обсуждаться бюджет следующего года, стабильно 10-15% роста доходов будем планировать.

Страх денег?

- В этом году бюджетным учреждениям дали возможность самим зарабатывать. Как вы думаете, почему не все воспользовались этим правом?

- 83-й федеральный закон, который должен создать условия для повышения эффективности бюджетных расходов, принимался очень тяжело и на федеральном уровне, и на региональном. С 1 января он разделил все бюджетные учреждения на три типа - казённые, бюджетные и автономные. Основные отличия - в финансовой самостоятельности. Наименьшую имеют казённые учреждения. По сути, они остаются на тех принципах финансирования, что и раньше, то есть для них составляется смета. Никаких самостоятельных решений по формированию своего бюджета казенные учреждения не принимают.

С принятием закона бюджетные учреждения получили больше самостоятельности. Механизм их финансового обеспечения тот же что и автономных. Предоставление услуг осуществляется на основании задания, формируемого для каждого учреждения на оказание соответствующих услуг с установлением в задании показателей объема и качества услуги. И именно на финансовое обеспечение выполнения задания предоставляются субсидии из соответствующего бюджета. Кроме того, эти учреждения в полном объеме распоряжаются всеми заработанными ими доходами. Расширены права бюджетных и автономных учреждений по распоряжению частью имущества, находящегося у них на праве оперативного управления. Действие данного закона распространяется на бюджетные и казенные учреждения, а автономные учреждения работают в рамках Федерального закона № 223-ФЗ. На сегодняшний день в Республике Адыгея в статусе казенных работают 48 государственных учреждений и 56 - муниципальных, в статусе бюджетных - 88 государственных учреждений и 389 - муниципальных и в статусе автономных - 5 государственных и 8 муниципальных учреждений.

Но несмотря на почти год работы в новых условиях все еще наблюдается слабая заинтересованность кадров в работе на результат. Это показывает и сохраняющаяся низкая доля автономных учреждений. Например, в ряде субъектов детские сады более 70% переведены в статус автономных. У нас нет ни одного. Необходимо повышать мотивацию как самих работников учреждений, так и повышать управленческий уровень самих руководителей.

- Исполнение бюджета этого года идёт с опережением плана, как по доходам, так и по расходам. А каким будет бюджет 2013 года? Сохранится ли социальная ориентированность?

- Говорить о точных цифрах ещё рано. Параметры республиканского бюджета во многом зависят от федеральной казны, которая пока также ещё формируется. Вообще бюджетную политику на год определяет президент страны в своём бюджетном послании. Это является для всех регионов политической основой при формировании своих финансов. У нас есть планово-экономическая оценка следующего года, в которой мы определяем сколько в республике будет произведено продукции, какие услуги и в каком объёме будут оказаны, и так далее.

Идеального бюджета ни в одной стране и ни в одном субъекте нет. Для обеспечения устойчивости республиканского бюджета и обеспечения всех расходных обязательств, установленных как Российской Федерацией, так и Республикой Адыгея необходим объём бюджета размером 15-16 млрд. руб. Как и в предыдущие годы в целях сохранения социальной стабильности финансовая политика республики будет реализовываться, прежде всего, с учётом интересов социально незащищенных слоёв населения. Так что наш бюджет остаётся социально ориентированный.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах