В год своего 40-летия Майкопское троллейбусное управление (МТУ) переживает не лучшие времена.
Некогда одно из крепких промпредприятий города сейчас находится на боку. Причин много: рост цен на энергоносители и комплектующие, неэффективный менеджмент.
Забытый метод
О забастовках в тихой Адыгее не слышали давно. Повод для забастовки оказался тоже почти забытым - работники МТУ с сентября не получают зарплату. Руководство МТУ объясняет задержку заработной платы погашением задолженности за электроэнергию.
Задолженность за сентябрь составила около 500 тыс. руб., за октябрь - 2,5 млн руб. По словам бастующих, зарплата выплачивалась частями и не всем работникам. В среднем при выработке нормы зарплата водителей составляет около 30-35 тыс. руб., но по факту они получают около 18 тыс. руб. Как итог - 21 ноября многие майкопчане утром не дождались своих троллейбусов. В этом время в МТУ шло открытое собрание трудового коллектива, о котором транспортники предупредили заранее.
С работниками предприятия встретились глава Майкопа, представители прокуратуры и трудовой инспекции.
«Задолженность по заработной плате необходимо ликвидировать в кратчайшие сроки. Необходимо найти и использовать все имеющиеся для этого возможности и ресурсы», - подчеркнул на встрече столичный мэр Александр Навролин, после чего троллейбусы начали возвращаться на свои маршруты.
Ситуацией заинтересовались в республиканской прокуратуре. И хотя данных по задолженности по зарплате в МТУ туда не поступало, в ведомстве проведут проверку.
Старые проблемы
Проезд в троллейбусе сегодня стоит 8 руб. против 10 руб. в маршрутках. Естественно, пассажиропоток в троллейбусах снизился. Из-за финансовых трудностей в августе сократили кондукторов. Есть проблемы с перебоями в движении троллейбусов. Причина - в нехватке водителей. Если лет 10 назад профессия водителя троллейбуса считалась престижной и на спецкурсах одновременно обучались до 25 человек, сегодня желающих нет совсем.
«В 90-е после таких курсов многие водители сразу же ехали в Москву или любой другой крупный город - зарплаты там значительно выше, а в столице и жильём обеспечивали», - рассказывает один из работников МТУ.
Чтобы сохранить в городе электротранспорт, предприятие обновляет парк машин - сейчас по улицам курсируют два новых низкопольных троллейбуса, которые могут автономно проехать до 30 километров. Их выход на линии снял проблему сообщения с центром города отдалённый микрорайон Михайлово. Решит ли остальные - покажет время.