Майкоп, 29 марта - АиФ-Адыгея. В минувшем году сотрудниками «Севкавгипроводхоз» были обследованы бассейны рек Мутный Тепляк, Армянка и Белая, где в конце 2011 г. сошёл многокилометровый оползень.
Точный прогноз, когда ситуация нормализуется, специалисты дать не смогли. Но по некоторым данным, вода в Белой действительно будет оставаться грязной ещё несколько лет.
Экология
- Решить проблему этого оползня и дальнейшего использования воды из реки Белой пока что невозможно. Но специалисты «Севкавгипроводхоза» заверили, что развития ситуации по «крымскому сценарию» не предвидится, - рассказал начальник отдела ГУ МЧС России по Адыгее Рашид МАНАПОВ. Специалисты «Кубаньгеологии» обследовали и другие территории Адыгеи и выявили оползневые участки в Майкопе, Майкопском и Кошехабльском районах.
И хотя в целом по республике активность обвальных процессов остаётся ниже многолетнего уровня, ряд оползнеопасных участков на территории а.Ходзь Кошехабльского района, посёлков Каменномосткий, Тульский, Победа и Табачный Майкопского района продолжают оставаться активными.
Массивный оползень почвы сошёл с южного склона горы Гузерипль ещё в первых числах января 2012 года. По словам специалистов, это достаточно крупный обвал почвы, случившийся в горах Адыгеи за последние годы, а вызван он её переувлажнением. Это стало причиной постоянно мутной воды в реке Белой уже более года. А в Майкопе поползли слухи об экологической катастрофе.
Огромный пласт земли - до 5 километров в длину и около 1 километра в ширину - сместился с крутого склона горы примерно в 8 км от пос. Гузерипль - выше по течению Белой в Майкопском районе. По словам местных жителей, оползни случались и раньше, но не были настолько объёмными.
Сход лавин зимой и в начале весны здесь не редкость, и довольно часто они перекрывают русло Белой. Но река с лишней породой и скальными обломками обычно справлялась сама, пробивая и размывая заторы своим течением.
- Обвал произошёл в районе реки Мутный Тепляк, которая является притоком Белой. Уже само народное название этого притока говорит за себя: достаточно небольшого дождя, чтобы порода земли превратилась в речке в мутную взвесь. Мутный Тепляк и является природным загрязнителем Белой, - рассказал один из местных жителей.
Специальная комиссия, в которую вошли представители компании «Адыгеянедра», сферы туризма и МЧС РФ по Адыгее, в июне обследовала район оползня с вертолёта. Результаты исследования почвы показали, что опасных биохимических примесей, радиоактивных веществ в месте оползня нет.
Оползень сместился горизонтально и фактически стал земляной «плотиной» для реки. Как говорят предприниматели сферы туризма, обвал необходимо расчистить, но нужна техника и силы. Об этом должны позаботиться в республиканских ведомствах.
Сухая правда
Местные власти оповестили людей в Майкопском районе, которые зависимы от реки – через год-два затор размоет, и постепенно вода снова станет хрустально чистой.
- Нас утешили обманом! Раньше мы брали воду из реки на все домашние нужды, а теперь козы, коровы, лошади, даже собаки к реке не подходят. Отстаивается вода долго, но животные и после этого её не пьют, – возмущались жители Гузерипля.
После схода, как оказалось, власти района выделили Гузериплю средства на бурение и установку скважины. Но проблема с рекой возникла вновь.
Специальная экспедиция, в составе которой работали учёные Северокавказского института проектирования водохозяйственного и мелиоративного строительства, альпинисты Адыгейского республиканского поисково-спасательного отряда (АР ПСС) МЧС РФ, в течение недели сентября изучала состояние горных в районе обвала.
- В притоках реки Мутный Тепляк находится около 2 млн кубометров сползшей земли. Ещё около 500 тыс. кубометров оползня добавилось к сентябрю этого года. Предпосылок к образованию стихийного водоёма, в котором может скопиться количество воды, что может стать угрозой затопления посёлков ниже по течению Белой, нет. Но расчистить этот мощный природный завал инженерными методами, к сожалению, невозможно, - говорит заместитель генерального директора по научной работе Северокавказского института водохозяйственного и мелиоративного строительства Эдуард Запорожченко.