О героизме советских солдат в Великую Отечественную, о подвиге тружеников тыла написано и рассказано очень много. Но в военной истории Адыгеи есть страницы, которые ещё не до конца известны и изучены.
Мало кто знает, что Адыгея в суровые годы войны подарила Красной армии целую эскадрилью.
Герои сопротивления
По словам доктора исторических наук Казбека Ачмиза, который скрупулёзно изучал военные архивы, даже в первые дни войны у народа не было ощущения поражения. Наоборот, стойкая уверенность: враг не может одержать и не одержит победу. Было упорное стремление к сопротивлению. Поэтому в первые дни войны только из Кошехабльского района почти весь годный автотранспорт был поставлен в армию. Колхозы аулов Ходзь, Блечепсин, Кошехабль, Егерухай, села Натырбово и хутора Вольного усилили поставку строевых и обозных лошадей для ремонта кавалерии и создания новых кавалерийских и пехотных частей. 0В первые два месяца войны только один район отправил в армию свыше 250 лошадей.
На хуторе Вольном артель местной промышленности «Красная Адыгея» наладила массовое производство сёдел, сбруи и бурок для армии. Сотни женщин районов Адыгеи освоили на краткосрочных курсах в местных МТС и Ханской школе механизаторов специальности тракториста комбайнера, слесаря, токаря и заменяли мужчин, ушедших на фронт.
Стремление помочь Победе не исчезло даже тогда, когда в 1942 году Адыгею оккупировали немцы. Тут же созданные партизанские отряды нанесли немалый урон врагу, который был выбит из Адыгеи в январе 1943 г. О кровавых битвах за Кавказ и о том, что пережили мирные люди, есть немало исследований.
Казалось бы, что остаётся? Воспоминания об убитых женщинах, стариках и детях? Разрушенные дома и заводы? Выжженные поля?
Может быть. Но именно в нищите и разрухе жители Адыгеи не только восстановили колхозы, совхозы, больницы, школы, клубы, в складчину посылали бойцам на фронт посылки с едой и тёплыми вещами, которые сами вязали, табаком, предметами быта.
Забытые «Яки»
А ещё сразу после освобождения Адыгеи от фашистов её жители решили собрать деньги на постройку 12 самолётов – целой эскадрильи.
За два года было собрано более двух миллионов рублей - по тем временам сумма немалая на строительство истребителей «Як-3» для авиационной эскадрильи и санитарного поезда имени Красного Креста.
Все собранные деньги были переданы в фонд обороны с письменной просьбой жителей написать на фюзеляже каждого самолёта название эскадрильи - «Адыгейский осоавиахимовец».
Уже в конце ноября 1944 г., по распоряжению штаба ВВС, лётчики 51-го истребительного авиационного полка, который входил в состав Закавказского фронта и дислоцировался на аэродроме Сарван, вблизи Тбилиси, получили от тружеников Адыгеи 12 самолётов «Як-3». Делегацию Адыгеи на передаче эскадрильи действующей армии возглавлял секретарь обкома партии Масхаб Биштов.
Только жаль, что этот подвиг простых людей Адыгеи никак не отражён в летописи столицы Адыгеи - в Майкопе нет ни улицы, названной в честь эскадрильи «Адыгейский осоавиахимовец», нет даже памятной доски. Ничего, что в год 70-летия Победы напоминало бы о подвиге жителей Адыгеи.