«Наша музыкантская профессия похожа больше на лотерею: можно быть весьма талантливым человеком и не достигнуть ничего, а можно быть весьма посредственным музыкантом, но добиться успехов», - считает заслуженная артистка Адыгеи.
Скупая похвала звезды
- В преддверии Нового года ваш концерт в Госфилармонии Адыгеи собрал аншлаг. Вы приехали в Адыгею, потому что это родина или есть другие причины?
- Это мой первый концерт в Адыгее. Конечно, будучи ребёнком, я участвовала в каких-то смотрах художественной самодеятельности, но не более того. Как профессиональный музыкант, я впервые пела в Майкопе и безумно рада такому тёплому приёму. Надеюсь, что в дальнейшем меня ещё будут приглашать на мою малую Родину.
- Ваше лирическое сопрано потрясло зрителей на закрытии Паралимпиады в Сочи. Как попали на эту церемонию?
- Я знала, что буду участвовать в церемонии закрытия Паралимпиады, но думала, что в качестве артистки хора. Но всё оказалось грандиознее. В 2014 году я ещё была студенткой пятого курса вокального факультета Академии хорового искусства им. В. Попова в Москве. В ту пору ректором академии был Николай Азаров. Именно он предложил мою кандидатуру агентству по проведению церемонии закрытия (хотя, насколько мне известно, это соло должна была петь солистка Большого театра). Меня утвердили без проблем.
- Легко ли было петь с Хосе Каррерасом и Дианой Гурцкой?
- Конечно, для меня был весьма волнителен момент присутствия Хосе Каррераса, но после первой же репетиции волнение прошло.
Единственные его слова в мой адрес : «Что за прекрасный голос!». Но, поверьте, подобная, пусть даже и весьма скупая похвала, стоит многого для молодой начинающей артистки.
Без слёз поражения
- Если следовать словам паралимпийского гимна, который вы исполнили, что для вас «слёзы поражения», а что - «радость победы»?
- Текст паралимпийского гимна принадлежит поэту Сергею Ловцову. Жизнь музыканта - как лотерея.
Поэтому я в жизни руководствуюсь принципом: «Делай, что можешь, и будь, что будет». Мне всегда хочется сделать всё по максимуму. И когда что-то выходит не так, как мне хочется, бывает тяжело. Но я скорее попробую что-то сделать, чтобы исправить ситуацию, чем буду лить слёзы поражения. Что касается радости побед, то у меня их не так уж и много, поэтому я действительно искренне радуюсь всему, что получается, и счастлива, когда могу поделиться с кем-то этой радостью.
- Вас всегда окружают люди. Не устаёте от общения? Каким людям доверяете?
- Я не могу сказать, что меня всегда окружают люди. Скажу одно: я человек неконфликтный, всегда стараюсь поддерживать нейтралитет. Но безумно радуюсь, когда нейтральные отношения переходят в дружбу.
У Пушкина была тетрадь, куда он записывал своих обидчиков. У меня такой тетради нет, но я ненавижу лицемерие и фальшь, которыми пронизана наша сегодняшняя жизнь. Я довольно вспыльчивый человек и на обиду реагирую мгновенным взрывом, не затаивая это надолго. Хотя рано или поздно прощаю всё, даже самые глубокие обиды. Но, даже простив, теряю доверие к человеку, нанёсшему мне обиду.
- Что скажете о безбарьерной среде в России?
- В России, к сожалению, о безбарьерной среде говорить ещё слишком рано. Я даже не уверена в том, что этот вопрос когда-нибудь будет решён до конца. Но слава Богу, что об этом задумались. Тема эта очень болезненна для любого человека с ограниченными возможностями, проживающего в России. В основном, люди с ограниченными возможностями создают сами себе безбарьерную среду.
Добро со сцены
- Вы даёте много благотворительных концертов. Добро сегодня в дефиците?
- С благотворительными концертами весьма непростой вопрос. Я с удовольствием участвую в них, когда точно знаю цели сбора средств. Но в последнее время появилось очень много так называемых благотворительных концертов для людей с инвалидностью, куда меня постоянно зовут. На мой вопрос о целях сбора средств не получаю мало-мальски вразумительного ответа. От подобных проектов я принципиально отказываюсь.
- Есть ли у вас в жизни и на сцене табу?
- Я люблю музыку разных стилей и жанров. С недавних пор со своими друзьями-музыкантами стала петь кроссоверные концерты, где классика сочетается с поп-музыкой, роком и джазом. Очень рада, что иногда теперь прикасаюсь к шедеврам джаза, который безумно люблю, пою что-то из мюзиклов. Если говорить о табу, то для меня недопустима некачественная, халтурная работа музыкантов, коей сейчас слишком много.
Я вообще советую качественную музыку, чтобы попытаться открыть для себя что-то неизведанное, а не сидеть перед телевизором, транслирующим очередное оливье-шоу. Я бы пожелала жителям Адыгеи отойти от стереотипов, быть смелее, не бояться экспериментировать, быть открытыми к чему-то новому.