Примерное время чтения: 8 минут
211

Анимация не на поток. Татьяна Ваганова - о мультфильмах и наследии Дарвина

«АиФ-Адыгея» № 47 24/11/2021
Оживлять героев мультика - труд интересный, но кропотливый.
Оживлять героев мультика - труд интересный, но кропотливый. фото из архива Татьяны Вагановой

Фрагменты антиутопии Евгения Замятина «Мы» и «Сна смешного человека» Достоевского, поэмы Владимира Маяковского и рассказа Сергея Довлатова - нет, это не часть школьной программы. Это мультипликационные фильмы, снятые юными майкопчанами - учащимися школы дизайна под руководством её основателя, члена Союза художников РФ Татьяны Вагановой.

За чужой мечтой

- Как появилось в вашей школе дизайна направление «мультипликация»? Почему решили доверить детям столь сложный процесс?

- Я с детства мечтала стать мультипликатором. В каком-то смысле им и стала. Но мне хотелось не просто увлечения для себя, а чего-то более масштабного, образовательного. Чтобы в это были втянуты и дети, потому что, думаю, анимация - процесс, интересный всем.

Настолько интересный, что за три года мы с ребятами сняли пять полнометражных мульт­фильмов по литературным произведениям из школьной программы.

Долго мы искали необходимое для учебного процесса оборудование. Помогли наши друзья из Москвы: они разработали станок для прикладной анимации (классический вариант мультипликации), на котором ребёнок может самостоятельно работать.

И пошло-поехало. Начинали, конечно, с коротких этюдов - пробовали материалы, выясняли возможности оборудования, границы своих сил. Сюжеты простые: бабочка села на цветок, взлетела, и вдруг её накрыла шляпа, или человек идёт по улице и ногой толкает мяч.

Сюжеты для мультфильмов ребята выбирали сами. Для меня это вопрос принципиальный. Мне интересно, что они сейчас читают, над чем размышляют. Зачем же вырывать человека из процесса познания и навязывать ему своё мнение? Тем более это ребята 13-18-летние - люди вполне себе самостоятельные и здравомыслящие. Да и нет у нас в студии отдельного направления «анимация». Мы занимаемся дизайном, живописью, рисунком. А мультипликация - это просто дополнительное увлечение. В нашей студии ребята с удовольствием примеряют на себя разные роли: сценаристов, режиссёров, аниматоров, художников, звукорежиссёров, актёров озвучки.

Честно говоря, ставить анимацию на поток я бы не хотела. Чтобы наши ребята создавали мультфильмы, потому что им этого хочется, а не потому что надо. Однако после летней школы в образовательном центре «Полярис-Адыгея» мы договорились, что будем выпускать два полнометражных мультфильма в год.

Фото из архива Татьяны Вагановой

Есть в наших занятиях мультипликацией и коммерческий интерес: современная реклама, веб-дизайн и маркетинг без анимации не обходятся. Так что, помимо художественных мультиков, ребята учатся разрабатывать GIF- и 2D-анимацию, стоп-моушен, анимацию с бумажными персонажами и так далее. А это уже приобретение навыков в очень популярном сегодня направлении и, возможно, будущая профессия.

На одной волне

- Каковы результаты поисков?

- Сегодня наши ребята могут создать полноценный рисованный, кукольный или прикладной мультфильм. При том что анимацией занимается группа всего из десяти человек, и в зависимости от проекта она постоянно меняется - кто-то приходит, кто-то уходит.

Но мультипликаторами могут быть далеко не все - слишком тяжёлый и кропотливый труд. Малышей в группе анимации нет - чересчур тяжёлое для них занятие. Хотя и для более старших лёгкого мало.

Одно дело, когда ты вдохновился идеей снять мультфильм, совсем другое - когда начинаем разбирать этапы проектирования и воплощения. А их превеликое множество: написание сценария, а это плотная работа с текстом, раскадровка с таймером в руках - что-то вроде комикса, где подробно показаны основные моменты рассказа с акцентами на детали и героев.

Тут же надо представлять себе голоса персонажей, звуки, которые их окружают, потом идёт разработка героев, причём вручную - от эскизного проекта, затем рисунков в цвете. Потом подготовка куклы к съёмке - а это несколько десятков эскизов. Как правило, один и тот же герой и даже отдельные его части создаются в нескольких планах. И только затем - съёмка, монтаж, озвучание.

Если коротко, на минутный мультфильм из трёх простых сцен при плотном и очень упорном труде уходит недели три.

- Есть среди юных мультипликаторов те, кто вас удивляет?

- Есть те, кого не пугает этот упорный труд, кто понимает меня с полуслова и работает со мной, так сказать, на одной волне. Именно так онлайн и оффлайн мы трудимся вместе с 15-летней Аделиной Тугушевой, к 200-летию Фёдора Достоевского создавшей мультфильм «Сон смешного человека».

- Сегодня часто упрекают молодёжь в том, что она нечитающая и недалёкая. А что показывает ваш личный опыт?

- Сколько бы там ни говорили о нечитающей и недалёкой молодёжи, всегда есть дети, которые увлекаются хорошим кино, любят и знают классическую литературу. Мне есть, о чём с ними поговорить, что обсудить, о чём, в конце концов, снимать мультики.

Мне интересно, когда они совсем иначе, чем я, анализируют произведение. И их взгляд цепляет - они порой глубже чувствуют, глубже понимают героев и ситуацию, они и видят сложнее. Посмотрев мультфильм «Сон смешного человека», никогда не скажешь, что его автор - 15-летний ребёнок.

Наша с Аделиной новая идея - мультфильм по рассказу Сергея Довлатова.

А вообще, мы на занятиях не работаем, мы кайфуем - делаем то, что нравится. Это при том, что в этом возрасте ребята очень загружены. Но какими надо быть целеустремлёнными, чтобы после школы и многочисленных репетиторов выходить в skype или whatsapp, засиживаться там до полуночи ради создания минутного фильма! Лично у меня это вызывает уважение.

Учение в наслаждение

- Чем, на ваш взгляд, привлекает ребят столь трудоёмкий процесс?

- Чем? Возможностью оживить картинку - плод твоей или чужой фантазии. В процессе работы ребята наблюдают, как их персонажи оживают, как движение появляется там, где его нет.

Работа над мультфильмом может начаться с необычного героя или вымышленного мира, может родиться из небольшой идеи. А создание мультфильма по уже готовому произведению (стихо­творению или прозе) - это вообще самый простой выход для юного мультипликатора. По сути, уже наполовину готовый сценарий. Что, в свою очередь, часто выводит ребят на чтение и подробный анализ литературного первоисточника.

Фото из архива Татьяны Вагановой

Наш учебный процесс на школу не похож. На занятиях я никогда не запрещаю пользоваться гаджетами: ребята ищут в интернете референсы - детальные изображения анатомии животных, движений животного и человека. Но при этом в гаджетах никогда не залипают. Вообще, жёстких табу у нас нет - всё очень весело и душевно.

Сейчас наша мечта - участие в фестивалях и чемпионатах анимации.

- В одном из интервью академик Сергей Капица сказал: «Эпистолярное наследие Дарвина -
15 тыс. писем. Переписка Льва Толстого тоже занимает не один том. А что останется после нынешнего поколения? Их эсэмэски будут издавать в назидание потомкам?». Ваше мнение на этот счёт?

- Я бы не была столь категоричной. Ведь не все люди войдут в историю, как Дарвин и Толстой. И всё же... Мульт­фильм «Ёжик в тумане» Юрия Норштейна с сюжетом, явно не сравнимым с романом «Война и мир», и сегодня остаётся одним из шедевров анимации, горячо любимым несколькими поколениями.

Конечно, то, что делают наши ребята сейчас, нельзя назвать мировым или материальным наследием. Но поверьте, когда они занимаются такими тонкими вещами, как анимация, то вырастают совсем другими людьми. Потому что обращают внимание на какие-то трогательные моменты, которые раньше даже не замечали.

Конечно, технологии - вещь важная. Но когда ребёнок делает что-то своими руками, он реализует своё собственное «я», имеет возможность выразить себя в своих работах, пусть даже это будут минутные мультфильмы.

Их авторы незаметно для себя раздвигают границы привычного, по-другому начинают относиться друг к другу, к процессу создания фильма, они по-новому открывают и по-новому чувствуют этот мир и его вечные ценности.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах