Примерное время чтения: 4 минуты
85

Держи карман шире. Как кибермошенники обманывают жителей Адыгеи

«АиФ-Адыгея» № 33 18/08/2022
Звонки на домашние номера становятся всё более популярными у аферистов.
Звонки на домашние номера становятся всё более популярными у аферистов. pixabay.com

Мошенники продолжают обманывать жители республики, использут для своих афер все доступные средства коммуникации. За полгода полиция зарегистрировала уже 377 фактов мошенничества, которые облегчили карманы граждан на сумму порядка 50 млн. руб. В ситуации разбирался adigea.aif.ru.

Информационная кампания

В Центре управления регионом (ЦУР) рассказали, что очень большое количество доверчивых граждан были обмануты в интернете, став участниками всевозможных «розыгрышей». Еще один из популярных видов мошеничества - звонок из «банка» с информацией о подозрительной транзакции. Еще одна категория жертв преступления - несостоявшиеся инвесторы, которые открыли счёт у лжеброкеров. Эти и другие случаи мошеничества происходят ежедневно - за полгода полиция зарегистрировала уже 377 афер, а сумма потерь граждан  составила порядка 50 млн. руб.

Отметим, что в течение последних нескольких лет среди граждан правоохранительные органы регулярно проводят профилактические беседы, в почтовые ящики пачками отправляют памятки о том, как уберечь себя от мошенников. Сотрудники полиции обращались к молодым людям, чтобы те помогли старшим, ведь пенсионеры наиболее уязвимая категория. Однако среди жертв кибермошенников немало именно молодых и хорошо ориентирующихся в сети людей.

Другими словами, за профилактику телефонного мошенничества решили взяться с новыми силами и во взаимодействии сразу нескольких ведомств.

«Совместно с органами власти и правоохранителями мы запустили в июле информационную кампанию по профилактике мошенничества в республике», - рассказали в ЦУР. 

На практике это происходит следующим образом: в МВД выявляют новый вид мошенничества, ЦУР определяет контент, формат и площадки распространения, чтобы максимально охватить целевые аудитории по возрасту и социальной категории. Параллельно тему освещают региональные средства массовой информации. 

Таким образом, всё большее число жителей республики получает необходимую информацию.

Звонок на домашний

Одним из примеров новой информационной кампании, к примеру, стал мошеннический «Тариф «Пенсионный» - это новый вид выкачивания денег. 

Как пояснили в пресс-службе МВД по РА, злоумышленники звонят пожилым людям исключительно на домашний телефон и предлагают решить проблемы за вознаграждение или заработать прибавку к пенсии.

«Общение по стационарному номеру располагает потенциальную жертву к доверию», - отметили в пресс-службе.

Эксперт по кибербезопасности Алексей Чериков рассказал, что звонки на домашние номера становятся всё более популярными у аферистов.

«Многие граждане стали понимать, что не нужно отвечать на звонки с незнакомых номеров. Если вы действительно кому-то нужны, вам напишут СМС-сообщение. Как правило, сообщение не пишут, а звонки прекращаются. Поэтому мошенники стали звонить на стационарные телефоны. К сожалению, базы данных у них есть практически на каждого россиянина», - отметил эксперт.

Правила защиты

Сейчас правоохранители Адыгеи выделяют три популярных сценария обмана пенсионеров.

Первый - это звонок из «банка» с предложением вложить деньги по пенсионному тарифу под выгодный процент, когда злоумышленник просит сообщить номер и пин-код банковской карты. 

Второй - звонок из «полиции». Мошенник представляется следователем и сообщает, что на пенсионера заведено уголовное дело за покупку бадов с наркотическим составом. Решить проблему можно с помощью перевода определённой суммы. 

Третий - это звонок из «ГИБДД». В полиции говорят, что эта схема - своего рода ветеран в мошенническом мире. Пожилому человеку звонит якобы инспектор и сообщает, что его сын или дочь, внук или внучка сбили человека и нужно заплатить родственникам пострадавших, чтобы уголовному делу не дали хода.

Кстати, на днях на такую уловку попался житель Майкопа. 77-летний дедушка решил вызволить из беды внучку, которая, как выяснилось, ни в какое ДТП вовсе не попадала. Тем не менее почти 300 тыс. руб. отправились аферистам.

«Если вам позвонили и просят перевести деньги, какой бы пугающей ни была информация, делать переводы, оплачивать услуги, называть пин-коды банковской карты нельзя. А вот перезвонить в банк, родственнику, в полицию и уточнить ситуацию стоит», - рассказали в ЦУР, добавив, что совместно со СМИ подготовили публикации для городских и районных печатных изданий. Это пригодится пожилым людям, которые 
выписывают газеты.

Но мошенничество идёт в ногу со временем. Понимая, что люди стали вкладываться в недвижимость, инвестировать в криптовалюту и брокерские счета, аферисты сразу же стали предлагать свои услуги в этих сферах.

«Чтобы защититься от мошенников, первое и самое главное правило, которому мы хотим научить жителей региона, - это постоянно обращаться к специальному предупредительному списку на сайте Центробанка», - пояснила заместитель управляющего отделением Банка России по Республике Адыгея Ирина Одинцова.

Кстати
Одним из основных факторов попадания на мошенническую удочку остаётся незнание населением элементарных вещей, связанных с их же сбережениями. В этой связи первый замминистра финансов РА Екатерина Косиненко обратила внимание на обучение финансовой грамотности.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах