Примерное время чтения: 8 минут
130

Игра и страсть. Елена Ильинова - о досуге древних и адыгском лабиринте

«АиФ-Адыгея» № 15 14/04/2022

«Знаете, чему самому главному учат нас настольные игры? Умению проигрывать. Мы не всегда получаем от жизни то, что хотим. Игры с детства учат нас адекватно реагировать на проигрыш, переступать через него и продолжать движение вперёд», - считает научный сотрудник Северокавказского филиала Государственного музея искусства народов Востока Елена Ильинова.

Родом из древних сказаний

- В филиале музея Востока вы занимаетесь необычным делом - возрождаете из небытия игры народов древности. Какие они?

- В музее я разработала культурно-просветительскую программу «Игра и страсть в изобразительном искусстве XVIII-XX столетий. Настольные игры». Она универсальна, так как рассчитана на разную возрастную аудиторию. Мы часто работаем со школами, с детьми разного возраста. Рассказываем об истории древних настольных игр и их эволюции, показываем, как игра отражалась в искусстве.

Сами игры тоже часто становились настоящим искусством. Например, самые первые фарфоровые шахматы в России были выполнены в турецкой тематике и приравнивались к ювелирным изделиям.

Но теория - теорией, а мне хотелось найти такие игры древних народов, в которые могли бы сыграть наши посетители. Поэтому культурно-просветительская программа включает в себя и практическую часть - непосредственное знакомство с древними играми.

Изначально у меня было три игры: индийская чаупар (возникла в IV в. н. э.), африканская манкала (примерно 3 тыс. лет до н. э.) и китайская го (3 тыс. лет до н. э.). Каждую из них окружали мифы и легенды. При этом эти игры развивали ум, логическое мышление, с их помощью в древности даже урегулировали конфликты, улаживали распри.

Единственное отличие в занятиях с людьми разного возраста - уровень сложности. Потому что даже для взрослых игры древних не всегда просты.

Забавы для характера

- Это правда, что через игру можно узнать о менталитете народа?

- Конечно! Игра отражает культуру, характер народа. Игре «вэйци», больше известной по японскому названию «го», посвящено множество книг и исследований. Это стратегическая игра по захвату территории, причём негрубой силой. Если игрок ведёт игру слишком агрессивно, он рискует оказаться в окружении. Несмотря на кажущуюся простоту, го даёт возможность практически для бесконечного числа комбинаций. В ней возможно одержать победу, даже находясь на грани поражения. Это игра для настоящих стратегов.

В записках III в. до н. э. сказано: «Император Яо изобрёл вэйци для развития ума своего сына Дан Чжу». Почти 200 лет эта игра была развлечением только императорского дома Китая, и лишь монахи-буддисты использовали её как духовную практику. На Запад она проникла только в XX веке. У нас об этой игре узнали довольно поздно - уже во времена СССР - и прозвали «облавные шашки».

Одна из моих любимых - игра «манкала». Она упоминается в эпосе «Сундьята» народа мандинго, в древнеиндийской «Рамаяне» - священном тексте индуизма. Масаи вообще верили, что манкалу придумал первый человек на Земле. И сейчас в любой африканской деревне можно видеть людей, сидящих за доской с вырезанными лунками. Они смеются, шутят, нарочно путают ходы и на перегонки рассеивают камни. За игрой в манкалу африканские мужчины обсуждали события дня, решали текущие вопросы и споры. Игра не так проста, не все взрослые сразу вникают в её тактику. Суть - посев и сбор зёрен в амбар, это скорость, расчёт и азарт.

В Гане воины перед битвой играли в манкалу, чтобы проверить быстроту реакции. Правила в разных странах различаются, но по манере игры соперника африканец и сейчас легко отличит соплеменника от чужака.

Японская игра «туми иши» (гора камней) появилась позже. До сих пор я ищу информацию о её происхождении. Изначально в неё играли настоящими камнями, выстраивая башню. Игра учит детей усидчивости, чувству баланса, терпению. Туми иши - это концентрация внимания и подключение интуиции. Я бы даже назвала эту игру медитативной. Точно, не наш менталитет, но знакомство с мировосприятием японцев налицо.

- Можно ли эти игры приобрести?

- Те, что я перечислила, в магазинах, к сожалению, найти нельзя, в интернете - да. Моя задача - не научить детей играть, а познакомить с игрой, увлечь.

Лично я предпочитаю создавать игру своими руками, без особых затрат, чему учу и детей. Поле для чаупар я вышивала. Как и в древности, игральными костями стали ракушки каури. Ещё один вариант - камешки розового кварца. Как-то увидела на рынке подвески из этого природного минерала, убрала с них всё лишнее, лаком для ногтей нанесла нужное число очков. Этот вариант особо полюбился детям. Можно использовать и обычные игральные кости.

С манкалой ещё проще. Отдыхая на природе или выехав на пляж, можно выкопать несколько ямок, найти нужное число камешков - и игра началась!

А фишки для игры в го можно слепить из солёного теста и покрасить их в контрастные оттенки, или просто взять гальку двух цветов. Игровое поле распечатать на принтере или расчертить самим на бумаге.

Рецепт для победы

- Верно ли, что вы восстановили старинную адыгскую игру?

- По-русски она называется «лабиринт». Полагаю, игра древняя. Поскольку в её названии есть упоминание крепости из нартского эпоса.

Правила этой игры я долго искала. Упоминание о ней нашла сначала в газетных статьях. Позднее в библиотеке АРИГИ мне подобрали несколько книг об адыгских народных играх, в которых удалось найти описание этой игры. По правилам, адыги вырезали на лавке в кунацкой лабиринт, в центре которого была крепость или аул. Участников было двое - нападавший и защитник. Первый ставил указку 10-15 см в вырезанный жёлоб и начинал двигаться по лабиринту к крепости. Одновременно второй игрок, двигая с противоположной стороны такой же указкой, должен был подобраться к противнику и коснуться его палочки - помешать взятию крепости.

Более того, часто лабиринт был своеобразной картой реальных подходов к аулу. Игра предназначалась для тренировки стратегического мышления. И голос того воина, кто чаще всего побеждал в игре, был решающим во время реальных военных действий, его даже могли избрать командиром.

Сегодня старинная лавка с игрой «лабиринт» хранится в Национальном музее Адыгеи. Лабиринт по её подобию мне вырезал известный мастер Айдамир Потоков. Кстати, на обратной стороне музейного экспоната - ещё одна игра: адыгские шашки, воссозданием которой хочу заняться в ближайшее время.

Наследие фараонов

- Но вы ведь воссоздали для детей и любимую игру фараонов Древнего Египта?

- «Мехен» - в переводе «змеиная игра» - появилась задолго до времён фараонов. В неё играли ещё в период Древнего царства - это 28-22 вв. до н. э. Сначала это была игра исключительно для фараонов, потом стала доступна обычным людям. Самые ранние упоминания о ней есть в «Текстах пирамид» и «Текстах саркофагов», в египетской Книге мёртвых. Клали игру и в гробницы. Но поскольку в Египте она полностью исчезла к 2300 г. до н. э., точные правила до нас не дошли, нет и полного комплекта игры. Фанаты древних настольных игр пытаются логически её воспроизвести, но это только версии. Самыми достоверными считаются правила археолога и историка Древнего Египта
Тимоти Кендалла.

Игра непростая - мы с мужем часа два разбирались в правилах. В неё можно играть сутки напролёт, так как в ней возможно от 30 до 400 ячеек. А число участников может достигать шести человек.

Для детей я придумала облегчённые варианты игры фараонов. Сегодня мехен - любимая игра моего шестилетнего сына. Но игра на уровне взрослых для него слишком сложна.

В воссоздании змеиной игры я больше склонялась к архаике, используя природные материалы. В итоге деревянную доску, вырезанную мужем, украшают бирюза, гранат, горный хрусталь. Фишки - нарезанные и покрашенные ветки, а львы - главные герои игры - сделаны из кости.

Сейчас я мечтаю изготовить египетскую игру «сенет» и шумерскую игру «ур», правила к которым тоже не сохранились.

Зачем? Знаете, Бернард Шоу как-то сказал о важности игры в жизни человека: «Мы не потому перестаём играть, что постарели, - мы стареем, потому что перестаём играть».

Елена Ильинова.

Родилась в Майкопе. В 2006 г. окончила МГТУ. С 2019 г. - научный сотрудник Северокавказского филиала Государственного музея Востока. С 2020 г. учится в Санкт-Петербургской академии художеств им. И. И. Репина.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах