Вечером на остановках общественного транспорта Майкопа необычайно людно. Особенно там, откуда он движется в отдалённые районы. Уставшие после трудового дня горожане дожидаются автобуса, троллейбуса или маршрутки от получаса и больше. А потом, махнув рукой, берут такси.
Вопреки логике
Опоздание, утверждают психологи, - это форма пренебрежения человеком, который вас ждёт. Этой формой пренебрежения страдают владельцы и водители всех видов городского общественного транспорта.
Майкоп - город небольшой, и по логике добраться из одного конца города в другой утром или вечером не составит труда. Вот именно по логике. Но, видимо, общественный транспорт в Майкопе движется по одному ему известному расписанию, отличному от развешенного на остановках.
Особенно транспортной блокаде подвержены отдалённые микрорайоны: Восход, ЦКЗ, Адыгейский переезд.
«Если я приду на остановку в 18.00, то маршрутки, а тем более троллейбуса мне на улицу Привокзальную просто не дождаться - в это время они уже не выходят в рейс. Поэтому отпрашиваюсь с работы пораньше, чтобы в 17.30 успеть на последнюю маршрутку, которую жду обычно 30-40 минут», - рассказала майкопчанка Екатерина Сметанина.
Не лучше обстоят дела с общественным транспортом и в выходные дни. По словам жителей микрорайона «Восход», в 20.00 из их микрорайона не выехать - маршрутных такси просто нет. А уж дождаться троллейбуса вообще нереально, хотя официально троллейбусы должны работать до 22.30.
На чём поедем?
С проблемой в Майкопском троллейбусном управлении знакомы хорошо.
«Да, мы понимаем жалобы горожан на то, что троллейбусы ходят редко. Бывает, и не по расписанию. Но войдите и в наше положение: у нас катастрофически не хватает водителей! Мы готовы выпустить на линию хоть 30 троллейбусов, но кто ими будет управлять? Ещё 4 года назад у нас было 38 водителей, на сегодня их осталось только 24. Мы объявили набор на курсы водителей с предложением трудоустройства и многочисленными льготами. Что ещё можем сделать»? - рассказали в троллейбусном управлении.
Кроме того, чтобы люди не тратили время на ожидание, на страничке Майкопского троллейбусного управления в Инстаграм диспетчеры предлагают постоянно корректируемое недельное расписание движения троллейбусов.
В отличие от троллейбусного парка, который принадлежит городу, владельцы маршрутных такси - частные предприниматели. А потому они ориентируются на то, выгодно им или нет выходить в рейс поздно вечером.
«Скажите, какой мне резон ехать на улицу Привокзальную, если там я подберу в лучшем случае двух-трёх человек? А теперь считайте, сколько я за рейс заработаю и сколько при этом на бензин потрачу - цифры-то несопоставимые», - говорит владелец маршрутки.
Видимо, по этой причине многие перевозчики самовольно отменяют вечерние рейсы. Так выгода одних превращается в квест по городу для других.
Что же остаётся горожанам? Только такси. А там по неизвестным причинам на один и тот же маршрут в разное время суток меняются цены.
К примеру, цена поездки из Черёмушек на ту же Привокзальную с 45 руб. вырастает (якобы в период транспортного дефицита) до 300 руб. Горожане удивляются: почему этот произвольный, постоянно плавающий рост цен никто не контролирует?
«С 1 сентября в Майкопе начали движение дополнительные маршруты общественного транспорта: для доставки жителей посёлка Западного к новой школе № 34 и детсаду в Черёмушках организованы маршруты 13, 13Д и 13С. Сейчас с перевозчиками ведём переговоры по транспортному обслуживанию улицы Привокзальной, а также по доработке существующих маршрутов движения № 14, № 15 и
№ 4. Планируется, что они также будут курсировать через новый микрорайон в Черёмушках», - пояснил руководитель отдела городской инфраструктуры Олег Тарасенко.
Очень хотелось бы, чтобы в договоры с перевозчиками городские власти вписали ещё один пункт: штраф за самовольный уход с маршрута раньше положенного времени.