Примерное время чтения: 7 минут
146

Лёгкие на подъём. Игорь Потапкин - о полётах и «Кавказской пленнице»

«АиФ-Адыгея» № 50 15/12/2021
Марина Тлишева / АиФ

«С детства помню слова Леонардо да Винчи: «Испытай один раз полёт, и твои глаза навечно будут устремлены в небо». Точнее не скажешь. Параплан дарит человеку азарт путешествий, живое общение с такими же увлечёнными людьми, как он. И массу возможностей для самореализации», - уверен вице-президент Федерации спорта сверхлёгкой авиации России, руководитель Майкопского клуба парапланеристов «Полёт» Игорь Потапкин.

Семейная традиция

- Майкопскому клубу «Полёт» - 25 лет, возраст для общественного объединения солидный. Чем для вас стал этот клуб?

- 25 лет - действительно, эпохальная дата для любой общественной организации. За эти 25 лет наш клуб «Полёт» постоянно менялся: те, кто стояли у истоков, 13-14-летние ребята, теперь состоявшиеся, семейные люди с тремя-четырьмя детьми, которых на тренировочные полёты родители-первопроходцы часто привозят с собой.

Для многих ребят клуб стал некоей путеводной звездой, задавая тон и направление всей жизни. Ведь параплан - это была не цель, а отличное средство работы с молодёжью, особенно в период становления клуба.

В далёком 1996 году я и Василий Рожковский были, наверное, единственными в Адыгее, кто умел летать на парапланах. Мы разработали собственную методику обучения полётам (на тот момент не было ни спецлитературы, ни интернета) и решили учить других. Думаю, успешно.

Сегодня в клубе занимается около 50 человек. За 25 лет в «Полёте» появились пилоты, которые участвовали в российских и международных чемпионатах. Национальная сборная России с чемпионом РФ Андреем Пташником, Михаилом Кононенко и Валерием Маньшиным - ребятами из нашего клуба - в 2005 году на чемпионате мира во Франции стала обладателем золотых медалей.

Если говорить обо мне, благодаря полётам я много путешествовал по России, был и на Курилах, и на Камчатке, побывал в Африке, в Европе, в Англии, Америке, Китае.

В Африке участвовал в съёмках фильма Сергея Ястр­жембского об эфиопских племенах сурма и хамеры. Был воздушным оператором у Дмитрия Васюка в документальном фильме о поморах «Счастливые люди». На «Мосфильме» поработал как воздушный каскадёр в картине Юлия Гусмана «Парк советского периода» - дублировал Александра Лазарева. Дублировал и главную героиню «Кавказской пленницы-2» Нину, летая за актрису Настю Задорожную на параплане.

Параплан спешит на помощь

- Но история вашего клуба - это не только спорт. Часто вы помогаете и спасателям, и аграриям. Когда к парапланеристам обращаются за помощью?

- География нашего клуба становится всё обширнее. Есть ребята, которые начинали с парапланов в «Полёте», а теперь летают на военных самолётах - штурмовиках, истребителях. Есть профессиональные лётчики, которые, уйдя на пенсию, пришли в клуб.

Когда два года назад в горной Адыгее горел лес, к нам за помощью обратились специалисты республиканского управления по охране окружающей среды. Мы с воздуха искали очаги возгорания и выставляли на навигатор их координаты, а затем передавали эти сведения наземной команде. Так значительно сокращалось время на поиск очага и операцию по тушению пожаров.

Лично я на параплане несколько раз участвовал в поиске пропавших людей во Владимирской и Московской областях.

- А что, на ваш взгляд, тянет человека в небо?

- У каждого своё. Лично я с детства мечтал летать, хотел коснуться облаков. Школьником вместе с друзьями пришёл в клуб ДОСААФ, который в советское время был очень популярен, и с большим увлечением начал прыгать с парашютом, затем увлёкся парапланами и дельтопланеризмом. Сегодня в небо на парапланах взлетают и два моих сына. Причём одного из них я впервые взял с собой в полёт в 11-месячном возрасте.

- Экстремальные виды спорта - одна из главных составляющих туризма Адыгеи. Многие туристы мечтают и о парапланерных перелётах. По-вашему, желание подняться в небо доступно каждому или тут нужна подготовка?

- Думаю, это доступно, можно даже управлять парапланом, но только в тандеме с хорошим инструктором. Тут ведь нужно одновременно и управлять аппаратом, и наблюдать за погодой. А это непросто даже для профи, не говоря уже о новичках. Параплан, несмотря на то что он достаточно демократичен в освоении, требует навыка. А этот навык формируется в систематических тренировках.

Но пока что туристов мы на постоянной основе не катаем. Просто, периодически выезжая в горы, устраиваем вывозные ознакомительные полёты на парапланах и паралётах для желающих, с целью популяризации спорта сверхлёгкой авиации и нашего клуба. Но желание оказывать такую туристическую услугу есть. Наде­емся, что с развитием туризма в Адыгее реализуется и оно.

Ведь полёт эффектно дополняет то впечатление, которое люди получают, глядя на удивительные горные пейзажи Адыгеи. С высоты птичьего полёта можно увидеть намного больше, чем путешествуя по земле.

Конечно, в полётах люди ведут себя по-разному: у некоторых улыбка не сходит с лица, кто-то плачет от переизбытка чувств, некоторые кричат от удовольствия. Но для всех без исключения это впечатления незабываемые.

Страх как катализатор

- Спасатели МЧС не раз говорили: человек, который вообще ничего не боится, опасен. А есть ли страх у парапланериста?

- На мой взгляд, опасен неуправляемый страх. Если он управляем и ты его используешь как катализатор твоей внимательности и осторожности, тогда всё в порядке - лети.

Вообще к полётам надо относиться должным образом - ответственно, как и управляя автомобилем на дороге. Изначально, с момента возникновения, авиационные виды спорта считались волевыми и воспитывали самообладание, смелость, способность быстро и правильно принимать решения в сложных, иногда экстремальных ситуациях. Потому полёт требует к себе уважения и дисциплинированности. А это значит трезвый взгляд, никаких 100 грамм, собранность и готовность к любым сюрпризам погоды, потому что скорость реакции в воздухе актуальней, чем на земле. На дороге можно остановиться и подумать, что не так с машиной или с тобой. В воздухе остановок нет, всё надо решать в движении, потеря скорости в полёте - это падение.

- Говорят, чтобы победить фобию, надо встретиться с ней лицом к лицу. Полёт на параплане может побороть страх высоты?

- Я не психолог и не знаю, как побеждать фобию. Но у нас в клубе много ребят, которые летают, выполняя сложные пилотажные фигуры, и при этом боятся подойти к обрыву и взглянуть вниз.

Ощущения высоты с края скалы и с высоты полёта абсолютно разные. В небе, летя на параплане, страх высоты просто пропадает.

- Вы много и успешно работали с трудными подростками. В чём секрет их быстрого перерождения?

- К нам в клуб приходили ребята с зависимостью от алкоголя и наркотиков, многие - в поисках острых ощущений, а увлёкшись, уже пропадали не в подворотнях и сомнительных компаниях, а на тренировках в парапланерном клубе. Полёты для них становились чем-то сакральным, необходимым и важным, некоторым они подарили авиационную профессию.

Занимаясь парапланеризмом, ребята могли, путешествуя с парапланом, увидеть самые красивые места вживую - благо скоростного интернета тогда не было.

Полёты даже мотивировали на учёбу, потому что родители ставили условие: будешь плохо учиться, поездок с «Полётом» тебе не видать.

А мы в то время ездили на полёты на Черноморское побережье, в горы Карачаево-Черкесии - в Домбай и Архыз, в горы Кабардино-Балкарии - в Чегемское ущелье и Приэльбрусье, часто бывали на Ставрополье, летая в окрестностях Пятигорска со склонов гор Юца, Машук, Бештау.

Проблема современных подростков сложнее - это зависимость от гаджетов, с дефицитом живого общения и активных прогулок на свежем воздухе. Но, думаю, и эту зависимость полёты смогут победить. Было бы желание однажды подняться в небо.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах