9 февраля в Северокавказском филиале Государственного музея искусства народов Востока откроется масштабная и по-своему уникальная экспозиция «Великий шёлковый путь: Путешествие на Восток».
Сказка странствий
Все предметы - это экспонаты из фондов Государственного музея Востока в Москве и его филиала в Адыгее. Средний возраст экспонатов варьируется от I в. до н. э. до второй половины XX в. н. э. Они знакомят зрителей с историей самого выдающегося маршрута древности - Великого шёлкового пути. Он проходил по территории более чем 30 стран древнего и средневекового мира, а протяжённость его составляла 12 800 км.
«Экспозиция рассказывает о взаимном влиянии национальных культур и искусств на формирование и развитие цивилизации, знакомит нас с археологией и декоративно-прикладным искусством народов Востока конца XIX - XX века. Ведь Великий шёлковый путь был не только важнейшей торговой артерией древности, он способствовал обогащению национальных культур, обмену религиозными учениями, философскими и научными идеями - всего не перечислить. Это влияние и сегодня весомо и глубоко. Мы постоянно возвращаемся к традициям и достижениям того времени, черпая в них вдохновение, - рассказал заведующий научно-исследовательским отделом Северокавказского филиала Государственного музея искусства народов Востока Юрий Кудаев.
На выставке предметы, некогда перевозимые по Великому шёлковому пути, расположили в четырёх залах: от искусства Передней и Центральной Азии до Восточной Азии.
Тайна красавицы с хризантемами
Украшением выставки стали войлочные и ворсовые ковры из Афганистана, Восточного Туркестана, Казахстана, изысканная иранская миниатюра на кости, традиционная китайская живопись и каллиграфия прославленных мастеров Ци Байши и Сюй Бейхуна, а также знаменитые фарфоровые и керамические вазы, блюда и скульптура из Китая, Японии, Вьетнама, Ирака.
Не менее интересны искусно выполненные деревянные скульптуры из Индии, Индонезии, Лаоса, изображающие не только лики божеств, людей и животных, к примеру, в экспозиции представлен деревянный индийский светильник в форме лотоса, вырезанный из чинары. Двойной ряд резных лепестков разной величины может открываться и закрываться, в точности копируя цветок.
У поклонников этномоды особый интерес вызовет национальная одежда народов Востока. Это халаты, тюбетейки и шёлковые кимоно с набивным рисунком, сунские ткани «кэ-сы» (резаный шёлк).По мнению Ю. Кудаева, внимания заслуживают японские декоративные куклы укиё нингё (в экспозиции их две - «Танцовщица с веером» и «Красавица с хризантемами»). Обычно они изображали гейшу или актёра театра кабуки в амплуа девушки (вакасю).
«Эти куклы появились в Японии на рубеже XVIII-XIX веков, в период расцвета утончённого стиля укиё (в переводе - «быстротечного мира наслаждений»). Кукол делали из глины и дерева, шили им дорогую одежду из набивного шёлка. А вообще существует около девяти разновидностей японских кукол, которые использовались в ритуалах, детских играх, военном деле, как интерьерные украшения и так далее», - подчеркнул Юрий Кудаев.
В экспозиции представлена и китайская лаковая мебель, технику изготовления которой мастера хранили в тайне, и бронзовые статуэтки. Более 400 экспонатов ждут своего зрителя в залах музея.