46

Метод зелёного шлюза. Виктория Коскова - об эковоспитании и лукошке знаний

«АиФ-Адыгея» № 45 04/11/2020

«Окружающая среда имеет свойство восстанавливаться, но её нельзя постоянно испытывать. Эту мысль человеку надо внушать с детства», - считает методист Кавказского заповедника Виктория Коскова.

Квест по заповедным тропам

- Несколько лет вы проводите в школах и детсадах Майкопа и Майкопского района уроки экологии. Что в них интересно школьникам?

- Возможность пусть небольших, но открытий. К примеру, путешествие в заповедник. До коронавируса у нас прекрасно работала специальная программа. В период школьных каникул на кордон Гузерипль приезжали целые классы. Для них мы готовили экскурсии, ориентируясь на возраст детей, тематические квесты, в которых, кстати, с удовольствием участвовали и взрослые. Весной квесты о первоцветах, летом - об истории заповедника. Так что гости выходят из заповедной зоны с лукошком знаний.

Но главная цель всех наших путешествий и уроков - экопросвещение. Готовясь прийти в школу, всегда спрашиваю педагога, что конкретно было бы интересно детям - флора и фауна заповедника, история его образования и развития или Красная книга, краеведение.

Ни один мой урок не проходит монотонно. Я использую видео- и фотоматериалы с фотоловушек, расставленных в заповеднике. Дети видят тех животных, о которых порой только слышали, в лучшем случае видели на картинках или по телевизору. Для многих из них открытие, что эти животные обитают не за тридевять земель, а рядом, в Адыгее.

Часто их представление о природе родного края довольно скудное, а потому, когда они попадают к нам в заповедник, восторгу нет предела.

Не для галочки

- Но в вашем лукошке знаний есть и вполне конкретные дела. Что может оторвать детей от гаджетов?

- Творческий посыл, который заставляет ребёнка думать и действовать. В плане отдела экопросвещения таких мероприятий много. К примеру, в прошлом году мы с размахом отметили День эколога - провели фестиваль «Хочу стать экологом!». В эковикторине участвовали команды всех школ города.

Для учеников начальных классов заповедник проводит акцию «Покормите птиц!». Ребята с удовольствием, вместе с родителями, мастерят кормушки, а затем вывешивают их на школьном дворе и в саду.

Есть у нас ещё один конкурс в рамках этой акции: ребята вешают кормушки у себя дома, а потом наблюдают за птицами и делают фото. Свои наблюдения заносят в специальный дневник. Получается небольшая научная работа с интереснейшим фотоотчётом.

С 2017 года вместе с учениками школы № 15 села Хамышки мы два года подряд каждую неделю выезжали на кордон Гузерипль и на экотропе наблюдали за сезонными изменениями в природе, измеряли температуру воздуха, делали записи о природных явлениях, а затем сравнивали с архивами, которые хранятся в заповеднике с 30-х годов. Юные натуралисты сделали вывод: за последние годы произошло смещение сезонов с более продолжительной тёплой осенью и поздней затяжной
весной.

- А чего не хватает эковоспитанию сегодня?

- Элементарного понимания детьми пользы всех этих экомер. Сейчас в школах запустили акцию по сбору пластика и картона. Как-то мой сын-семиклассник пришёл домой и говорит: «Нам сказали принести макулатуру». Спрашиваю: «А учитель не сказал, для чего?», он пожимает плечами: «Чтобы первое место занять». И тогда, как инженер-эколог, я решила рассказывать ребятам, что происходит со сданной ими макулатурой и как это помогает природе. Потом я разработала уроки про утилизацию батареек.

Чтобы маску не сменил скафандр

- Мы много говорим об экокультуре, а в это время по соц­сетям гуляет фото бездомной собаки, в которую стреляли из арбалета. Так в чём плоды экопросвещения?

- Агрессия в обществе растёт с каждым днём. Чего уж говорить об отношении к бессловесным животным!

Ситуацию с жестокостью по отношению к животным я бы назвала катастрофической, требующей кардинальных решений. Одно из таких решений - создание приюта и его жёсткий контроль.

А пока надо начать стерилизацию бездомных животных, чтобы в будущем оградить себя от растущих стай.

Если же говорить о просвещении, то взрослого человека, целящегося в беззащитное животное, просвещать, к сожалению, поздно. А чтобы такие «герои» не появлялись среди нас, воспитывать любовь к природе надо с детства. А потому я люблю проводить уроки экологии с малышами-детсадовцами. Я уверена, дети, кормящие птицу, не поставят на неё ловушку, не будут издеваться над животным и не будут жестоки к человеку.

- Говорят, чтобы люди не загрязняли природу, должно смениться 2-3 поколения. А каков ваш прогноз?

С условием, что и в семье, и в школе будут с детства прививать любовь к природе. Скоро мы придём к тому, что поехать в чистый лес или подышать свежим воздухом просто не будет возможности. Сейчас мы активно заменяем экосистему вокруг себя продуктами жизнедеятельности, мусором. Но у всего на земле есть пределы. И если мы не хотим сменить наши маски на скафандры, надо сделать всё, чтобы сохранить природу. И начать с себя!

Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых