121

Под музыку Вивальди. Артём Ткаченко - о кино молодых и фанатах Достоевского

«АиФ-Адыгея» № 37 15/09/2021

«Я не считаю современную молодёжь упущенным поколением: они намного умней, спокойнее, терпимее нас. Они продолжают дружить, общаться, только это приобрело иные формы. Нам просто надо сесть рядом, прислушаться к ним и начать разговор на равных», - считает руководитель «Молодёжной киностудии» Артём Ткаченко.

Полным метром

- За полтора года вместе с молодыми ребятами без какой-либо спонсорской помощи вы сняли два полнометражных художественных фильма. Что вас, взрослого человека, подтолкнуло на съёмки кино о подростках? И что эти фильмы дают вам?

- Мы не только вместе фильмы снимаем. Так как в ДК я занимаюсь работой с молодёжью, а это подразумевает и некую патриотическую направленность, то с теми же ребятами, кто был задействован в съёмках фильмов, мы решили создать ток-шоу «Позиция». Эту идею поддержали и в районном управлении культуры и кино, и в ДК.

Съёмки шоу проходят на сцене Дома культуры, которую мы за 30 минут превращаем в телестудию, а по окончании съёмок так же быстро разбираем. Уже вышло шесть выпусков, которые мы публикуем на страничке «Молодёжной киностудии» в инстаграме. Герои ток-шоу - жители нашего района: ликвидатор Чернобыльской аварии, воины-афганцы, певица - участница детского Евровидения, а также историк и общественный деятель из Майкопа и так далее. На этот учебный год у нас запланировано ещё 12 больших (40-минутных) выпусков.

Если говорить о моём интересе к подростковому кино, этот выбор изначально не был целенаправленным. Я бы назвал это счастливым случаем.

Мне нужно было снять фильм и послать его в Краснодарскую школу кино, куда я планировал поступать. Но потом понял, что взрослых людей, готовых сниматься в фильме и жертвовать своим временем, просто не найду. Так родилась идея снять художественный фильм о подростках.

За две недели я написал сценарий, который менялся уже по ходу съёмок. В первой киноленте «Весна» снимались одноклассники двух моих дочерей, я и вся моя семья, знакомые и друзья - что называется, по сусекам наскребли. Да и спецоборудования у нас не было - «Весну» я снимал на старенький фотоаппарат. Поэтому понятно, что не был доволен результатом - ни игрой, ни режиссурой, ни картинкой, ни звуком.

Но после показа фильма в ДК наша команда решила это дело не бросать. И год назад, 1 октября, началась подготовка к съёмкам второго фильма - «Классика».

Конечно, что-то у нас получается, что-то нет. Мы ещё неопытные в плане съёмок теле- и кинопроектов: я только учусь на курсах кинорежиссёров. Правда, там проводят семинары такие мастера, как Александр Сокуров, Валерий Тодоровский, Клим Шипенко.

Да и ребята-студийцы впервые себя пробовали в роли актёров, вместе со мной занимались постановкой света и звука, впервые участвовали в озвучании.

Что это даёт мне? Хобби перетекло в профессию, причём любимую. Я занимаюсь тем, без чего уже не могу представить свою жизнь, что мне нравится и за что я ещё и зарплату получаю.

Кто-то скажет: какой альтруист выискался, кто-то подумает о корыстных мотивах. На самом деле, корысти нет. Цели заработать на этом тоже нет. Я трачу много больше, чем получаю, и в материальном, и в моральном плане. Но для меня и для ребят эти фильмы и ток-шоу - бесценный опыт.

Мы живём в такое время, когда в информационном пространстве видео преобладает над всеми другими формами контента, а значит, для ребят создание ток-шоу и фильмов - это небольшие шажки в будущее, где их навыки могут быть востребованы и хорошо оплачены.

Требуется классика

- Каково творческое кредо «Молодёжной киностудии»?

- Очень не хочется, чтобы мои слова прозвучали пафосно. Наша «Молодёжная киностудия» - это не обычные детские кружки, которые есть везде. Это возможность дать молодым людям уникальный опыт: узнать, что такое кино и тележурналистика, и попробовать себя в разных ипостасях - в качестве монтажёров, звукооператоров, поработать со светокоррекцией.

И знаете, уже двое ребят из нашей студии поступили в Краснодарский институт культуры, решив связать свою жизнь с кино. И я горжусь тем, что студия помогла им с выбором профессии.

- У вашего второго фильма странное название - «Классика». Не кажется ли вам, что само это понятие слишком далеко от воззрений современной молодёжи?

- На это и был акцент. Концовка большинства сегодняшних фестивальных фильмов минорная. В этом плане я старомодный человек, поскольку считаю: искусство должно делать человека лучше, дарить ему надежду, желание жить и творить, быть героем. Он не должен выходить с киносеанса с поникшей головой и в ещё большей депрессии. Поэтому неслучайно оба наших фильма заканчиваются хеппи-эндом.

И потом, слово «классика» в переводе с латыни значит «образец», «идеал». Вот я и хочу вернуть молодых ребят к истокам.

Если брать классику, которая на поверхности, это и шедевры классической музыки: Чайковский, Вивальди, Моцарт, Рихтер, которые звучат в фильме, и отсыл к роману Достоевского «Преступление и наказание», и старенькие «Жигули», которые тоже называют классикой.

Но для меня классика ещё и в том, что ценности жизни не меняются. И все те истины о добре и зле, о наказании и прощении, о покаянии, которые существовали 200 лет назад, живы и сегодня. И какими бы продвинутыми мы ни были, в минуты испытаний точно так же, как 200 лет назад, мучаемся нравственным выбором.

Знаете, в процессе съёмок мы с ребятами не раз обращались к образу Родиона Раскольникова, обсуждали его сходство и различия с главным героем ленты Андреем. Тем более что Стас Тимонин, сыгравший эту роль, - просто фанат «Преступления и наказания».

- Что было самым сложным в процессе съёмок?

- Несоответствие главного героя с тем образом, который был в сценарии. Андрей должен быть самостоятельным, сильным молодым человеком, после ухода отца ставшим фактически главой семьи. Но Стас другой. И было тяжело сделать из него полную противоположность.

Ещё одна сложность - зимние съёмки. В начале января температура воздуха понижалась до -4 градусов, а по сценарию это глубокая осень. В сцене на стадионе ребята должны сидеть в лёгких курточках, без шапок и непринуждённо болтать. Но пока мы разложились, пока выбрали ракурсы, они так замёрзли, что пришлось отправить их в машину отогреваться горячим чаем.

Однако главная трудность - работа с плохой техникой. У тебя нет света, нет качественного изображения. Была в фильме сцена, когда ребята, сбив на дороге человека, сидят ночью у костра. Момент важный и напряжённый.

Но когда мы приехали на место съёмок, поднялся сильный ветер, стало очень холодно. И всё же наши актёры мужественно вытерпели несколько дублей. Мужество понадобилось и мне, снимавшему эту сцену распластавшись на промёрзлой земле. А когда вернулся после съёмок домой и пересмотрел, многое из отснятого материала оказалось непригодным.

Сейчас от «Молодёжной киностудии» мы отправили заявку с видео на грант в «Фонд культурных инициатив». Очень надеемся, что выиграем. Хочется, чтобы искусство кино ребята постигали с хорошей аппаратурой.

Воспитание для галочки

- Сегодня в России не снимается подростковое кино, почти нет книг о жизни подростков, нет детских песен. А что же, помимо зарубежных образцов, сформирует их культурную среду?

- Я не эксперт в таких глобальных вопросах молодёжной политики. Могу высказать личное мнение. Да, в Советском Союзе была целая индустрия фильмов для детей разного возраста: начиная с «Пятнадцатилетнего капитана» и «Золушки», заканчивая «Гостьей из будущего» и «Вам и не снилось».

А сейчас кино стало коммерческим. И любой продюсер вам скажет, что фильмы о детях и подростках ни рейтинга, ни кассы не сделают. А кто будет снимать себе в убыток? То же с песнями и пьесами. Если что-то и пишется, то в большинстве своём низкопробное и пошлое, что, однако, хорошо продаётся.

Я не знаю, что должно случиться, чтобы в России появились настоящие, добротные фильмы для подростков о настоящей любви и дружбе, о героизме и силе духа.

На мой взгляд, сегодня подростки в большинстве предоставлены сами себе. Нравственное воспитание декларируется, но на деле его нет. А то, чему пытаются научить, что пробуют искусственно навязать как добрую традицию с отсылом к патриотизму, им глубоко безразлично. Потому что они видят, насколько это всё искусственно, для галочки. С ними привыкли говорить с высоких трибун, сверху вниз, менторским тоном и по бумажке. А молодые хотят нормального человеческого общения, глаза в глаза, на равных.

Артём Ткаченко.

Родился в 1984 г. в Махачкале. Всю жизнь прожил в Прибалтике. В 2006 г. окончил Институт международного права в Вильнюсе. В 2012 г. вернулся в Россию. Работал в PR-отделе крупной компании Волгограда. В 2019 г. создал в с. Красно­гвардейском любительское объединение «Молодёжная киностудия». С 2020 г. - специалист Красногвардейского ДК по работе с молодёжью.

Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах