Примерное время чтения: 6 минут
88

Простые ценности. Фотограф из Адыгеи раскрыла секрет удачного снимка

«Фотография должна давать определённые впечатления как автору, так и зрителю. С помощью искусства можно транслировать разные идеи. Лично мне близки самые простые ценности: любовь, семья, дети, тёплое отношение к старикам», - рассказала фотограф, член Союза фотохудожников России, победитель международных и российских фотоконкурсов Марина Орлова.

Ода сильной женщине

- В Картинной галерее проходит выставка «Фотомгновения» с работами участников городского фотоклуба «Лагонаки». На серии ваших работ «Жёны героев СВО» невольно останавливается взгляд. Что привлекло вас в этом проекте?

- Это проект всероссийский. Поучаствовать в нём в качестве фотографа мне предложила его региональный организатор, писатель Славяна Бушнёва, с которой мы знакомы по фотоклубу «Лагонаки». Тема мне понравилась сразу.

Хотелось показать, что за сильным военным стоит не менее волевая и преданная женщина, которая в мире перемен и вызовов продолжает любить, сохраняет семью и ждёт. На фотографии я старалась показать не только красоту и внутренний мир женщины, глубину эмоций, переживаний, но и непоколебимую силу духа.

Одной из организаторов проекта в Адыгее была жена военнослужащего Светлана, моя соседка. Мы с ней много говорили о проекте. Во время съёмки Светлана делилась со мной болью и переживаниями за мужа. При этом она не опускает руки и не впадает в отчаяние. Наоборот, активно участвует в разных мероприятиях, помогая таким же, как она, жёнам военнослужащих. Для меня фотоработы проекта «Жёны героев СВО» - это образы сильных женщин, умеющих любить и ждать.

Фото из архива Марины Орловой

Волшебство тёмной комнаты

- Когда к вам пришло увлечение фотографией? И есть ли на выставке «Фотомгновения» ваш любимый снимок?

- Фотографией я увлеклась ещё в детстве. Помню, у папы был плёночный фотоаппарат и он делал фото для себя. Мы вместе проявляли фотографии в тёмной комнате, и в пять лет мне этот процесс казался настоящим волшебством. Потом из фотографий мы с папой составляли альбомы - до сих пор помню, насколько живые кадры со мной, с семьёй там были!

Много лет спустя, уже будучи студенткой АГУ, с этим фотоаппаратом я пришла в фотошколу Майкопского фотоклуба «Лагонаки». Я даже не думала, что такие фотошколы есть. Просто однажды на выставке в Картинной галерее прочла объявление о наборе и решила попробовать научиться снимать папиным фотоаппаратом.

В фотошколе я снимала много разного: природу, людей, натюрморты, причём сразу результата ты не видишь - только после проявки. С нами эти фото детально анализировала преподаватель Ирина Даценко: что получилось, что нет. Многие снимки ушли в корзину, а оставшиеся стали стимулом к творчеству. Большую роль играют помощь и поддержка руководителя фотоклуба «Лагонаки» Аркадия Кирноса. Помню, он назвал удачной одну из первых моих работ - окно бабушкиного дома с букетом цветов и каплями дождя на стекле.

Ещё одна любимая фотография - «Балерина». Я сделала снимок в длинном и тёмном коридоре АГУ, когда на студентку-балерину упал луч света. За этот снимок получила первую свою серебряную медаль на международном конкурсе «Берега» в 2012 году.

Медаль Пекина за козу

- Наверное, самый частый вопрос фотографу: в век повального увлечения мобильными снимками что бы вы назвали хорошей фотографией? И были ли работы, которые дались тяжело?

- Не всегда красиво снятая картинка удачна. В хорошей фотографии должны быть идея, душа, эмоция художника. Автору не гламур, не поза модели интересна, а проявление чувств, состояние героев, атмосфера. Хороший снимок не оставит зрителя равнодушным, перед ним человек обязательно остановится.

Есть у меня фотография «Письмо». Я много раз видела, как моя пожилая соседка подходит к почтовому ящику. В этот момент на неё удивительно падал свет, и я себе говорила: «Вот бы снять!». Но под рукой не оказывалось фотоаппарата. Как-то с маленьким сыном я выходила из квартиры, увидела у почтового ящика эту бабушку, быстро вернулась домой, схватила фотоаппарат и успела сделать несколько кадров. Бабушка даже этого не заметила. В Белгороде, на XIV Открытом фотоконкурсе
имени Собровина снимок «Письмо» победил в номинации «Жанровый портрет».

Обычно я всегда спрашиваю, можно ли сделать и опубликовать фото. Но бывают случаи, когда делаешь не портрет, а просто снимок из жизни с человеком вдалеке. Как-то в Майкопе увидела вдалеке женщину, очень красиво идущую с козочками. Она, увидев направленную на неё камеру, закричала: «Зачем снимаешь?». Но я не удержалась - сделала кадр. На фотоконкурсе в Пекине эта фотография завоевала золотую медаль.

В лучшем свете

- Вы сказали, что в фотографии важна атмосфера. Приходилось создавать её искусственно?

- Да. Всё началось с того, что одну из наших студенток я нашла очень похожей на итальянку. Зачем сходству пропадать? Решили провести фотосессию. У художественных мастерских мы воссоздали итальянский дворик: нашли изящную плетёную корзинку, положили в неё цветы, у ног модели - корзину побольше, рядом яблоки и груши. За спиной «итальянки» изящно вился виноград. Для фотосессии я сшила модели кофту с приспущенными плечами, юбку a-ля Италия. Так была отснята тематическая фотосессия «Итальянский дворик».

- Почему у людей сегодня так популярна фотография?

Мода на фото выросла с развитием соцсетей. Обычные пользователи ориентируются на популярных блогеров. Им хочется такие же красивые фотографии, чтобы показать свою жизнь, себя в лучшем свете. Но есть и те, кто серьёзно увлекается фотографией, и кому важно научиться делать качественные снимки. В любом случае, современная жизнь с расширением интернет-пространства сегодня без фотографии немыслима.

Досье:
Марина Орлова родилась в Апшеронске. В 2007 г. окончила Институт искусств АГУ. С того же года - преподаватель Института искусств. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры ИЗО и дизайна. Победитель международных и всероссийских фотоконкурсов. Член Майкопского фотоклуба «Лагонаки».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах