Примерное время чтения: 7 минут
135

Рустам Ачмиз - об обновлении спектаклей и тренингах для актёра

«АиФ-Адыгея» № 17 26/04/2023

«Публика ходит на спектакли с хорошим материалом и добротной постановкой. И не раз 
доказано, что именно классика становится хитом афиши. Но и к ней должен быть особый 
подход, чтобы она заинтересовала зрителя», - считает художественный руководитель 
театрального объединения Адыгеи, заслуженный деятель искусств РА Рустам Ачмиз.

Властелины чувств

- В этом театральном сезоне вы выходите на сцену в обновлённом составе спектакля «Женихи». Ваши ощущения от участия в постановке-легенде?

- Хотя половина моей жизни посвящена театру, как актёр я на сцену не выходил лет семь - с тех пор, как в 2016 году сыграл Макбета в дипломном спектакле Высшей школы сценических искусств Константина Райкина. Так что с самого начала это была огромная ответственность.

Обновлению спектакля предшествовала серьёзная и долгая работа всего коллектива Национального театра им. Цея. Не секрет, что долгие годы «Женихи» считались легендой театра. В январе этого года спектакль был сыгран в пятисотый раз. Однако настоящий успех он имел в исполнении третьего состава, который играл «Женихов» бессменно 25 лет. 
Поэтому, когда мы решили обновить спектакль, я пригласил в режиссёры одного из исполнителей главной роли из того, звёздного состава - народного артиста России Мурата Кукана.  Примером для нас послужил спектакль-легенда «Юнона и Авось», который идёт в театре Ленком уже 42 года. Нашим «Женихам» больше - уже 65, и спектакль до сих пор собирает аншлаги. Для нас, как и для Ленкома, такой спектакль - уже классика, которую надо обязательно сохранять в репертуаре, ни в коем случае не сдавать в архив. 

Когда начали распределение ролей, пробовали всех артистов театра - промахнуться было нельзя. С такими легендами, как «Женихи», не шутят! Поэтому мы искали тех, кто передаст особую атмосферу спектакля не хуже, чем признанные мастера. На читке каждый артист по нескольку раз проигрывал спектакль от начала до конца. Порой читки длились с утра до глубокой ночи. Выбирая актёров для двух составов спектакля, мы изначально были против любого соперничества. Каждому предстояло доводить собственную игру до совершенства.

На суд мэтров и случайного зрителя 

- Согласны ли вы с мнением, что спектакли-легенды не радость, а тревога для театра?

- Абсолютно! Для режиссёров и актёров это ответственность не просто большая - особая. Сыгранный другим составом, спектакль должен оставаться легендой, задавать высокую планку остальным.

Поэтому для восстановления спектаклей важен ещё и незамыленный взгляд зрителей. Помню, во время моей учёбы в Москве мастер нашего курса, прославленный режиссёр Кама Гинкас, выходил на улицу и приглашал случайного прохожего посмотреть и оценить поставленный спектакль.

Досье:
Рустам Ачмиз родился в а. Афипсип. В 2007 г. окончил Адыгейский республиканский колледж искусств им. У. Х. Тхабисимова, в 2013 г. - Краснодарский государственный институт культуры, затем - Высшую школу сценических искусств Константина Райкина, Международную летнюю школу СТД. В 2017-2022 гг. - руководитель управления культуры Тахтамукайского района, основатель Молодёжного театра им. М. Ахеджакова. С 2022 г. - худрук театрального объединения РА.

Так и мы приглашали на предпросмотры «Женихов» случайных зрителей: открыли ссылку в интернете, и любой человек мог зарегистрироваться, а потом прийти в театр на открытую репетицию. Нам с Муратом Рашидовичем важна была их реакция.

А на сдаче спектакля оценку ему давали не только театроведы и представители Минкультуры, но и актёры звёздного состава «Женихов». Кстати, они немало поработали с молодыми артистами над рисунком роли. И я рад, что им понравилось! И сегодняшний зритель с теплотой и радостью встречает обновлённых «Женихов». 

Речь и пластика на коррекции 

- В каких ещё знаковых спектаклях Нацтеатра обновится состав? И какие нас ждут премьеры?

- До конца года обновим состав любимого многими спектакля «Гостиница Дахабарины». На следующий год рассматриваем идею обновления и состава спектакля «Прошу, похороните меня».

Ещё мы работаем над тем, чтобы Пушкинская карта не просто стала для молодых пропуском в театр, но чтобы они приходили к нам с удовольствием. 

Сейчас мы приглашаем в театр преподавателей из московских и питерских театров и театральных училищ с мастер-классами по сценической речи, движению, пластике. Перед каждым спектаклем актёры проходят специальный тренинг по сценической речи, а прогоны обязательны даже на выездах и гастролях. Нам поступали замечания, что адыгский язык не всегда правильно звучит со сцены. Поэтому недавно мы пригласили в театр преподавателя АГУ для занятий адыгской речью с актёрами. И теперь каждый актёр дважды в неделю занимается адыгской речью. Осенью ждём педагога по актёрскому мастерству. Такая подпитка актёрам просто необходима.

Недавно мы пригласили известного московского режиссёра Константина Мишина поставить в театре спектакль по зарубежной классике, но на адыгском языке. Он дважды побывал в Майкопе, знакомился с труппой, с адыгской культурой. Будем готовить этот спектакль как фестивальный. Кроме того, планируем использовать малый зал Пушкинского дома для постановки дневных и вечерних камерных спектаклей. А в декабре - январе думаем провести масштабную новогоднюю декаду: поставить двумя составами двух театров праздничный спектакль и в преддверии Нового года провезти его по населённым пунктам республики. Я считаю, что в основе спектакля должна быть именно русская классическая сказка, а не её многочисленные интерпретации, создаваемые современными драматургами. Скорее всего, это будет сказка «Двенадцать месяцев» по пьесе Маршака.    

Ради живых эмоций

- Худрук Молодёжного театра на Фонтанке Семён Спивак как-то сказал: «В наши дни театр - один из последних видов искусства». Оправдан ли такой пессимизм?

- Я бы не был столь категоричен. Да, театр по-прежнему остаётся местом, где между сценой и зрителем нет электронного посредника. Это разговор лицом к лицу, обмен живыми эмоциями, а не через монитор или экран. А ведь проблема современного человека - это как раз нехватка общения вживую.

Но театр далеко не везде последний вид искусства. Думаю, это высказывание актуально для больших городов, где слишком высока конкуренция. Там удивить, шокировать зрителя - значит, выделиться из общей массы. Главное, чтобы о тебе заговорили. В каком ключе, уже не особо важно - пусть даже за счёт откровенного хайпа.  Но в регионах не только театр остаётся искусством. Если говорить о нетеатральных коллективах Адыгеи, высокое искусство здесь представляют ансамбли «Нальмэс» и «Исламей», симфонический оркестр, оркестр русских народных инструментов. Это прославленные коллективы, которыми мы по праву гордимся. 

- По-вашему, насколько сегодня Национальный театр востребован у молодёжи? И кто ваш потенциальный зритель?

- Сейчас мы ездим с обновлённым спектаклем «Женихи» по Адыгее. И на каждом спектакле очень много молодёжи. Естественно, жизнь совхоза, описанная в пьесе, не совпадает с сегодняшним днём. Но не совхоз видят в спектакле молодые зрители. Они откликаются на чувства героев, сопереживают их радостям, метаниям, раздумьям. Потому что самая главная сегодняшняя проблема - взаимоотношения людей. И театр должен об этом говорить. 

- Вы готовы часами говорить о психологии отношений с молодыми людьми, у которых клиповое мышление, требующее быстрой смены картинки?

А когда, если не сейчас? Я верю, что эту ситуацию можно и нужно переломить. Когда в 
Молодёжном театре Тахтамукая я поставил военную пьесу, на неё приходили целыми классами, семьями. Потом в отзывах дети писали, что таких спектаклей должно быть больше. И я сам видел, как некоторые из них на спектакле плакали. Ради этих эмоций и существует театр. И почивать на лаврах ему строго воспрещается.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах