Примерное время чтения: 6 минут
315

Сила объятия. Анастасия Котлова - о каверзах воспитания и детском счастье

«АиФ-Адыгея» № 40 30/09/2020

«Дети - это зеркало семьи. По ребятишкам сразу видно, занимаются с ними дома или нет. Детский сад этого воспитания не заменит. Он создан в помощь семье», - уверена победитель респуб­ ликанского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог Адыгеи-2020» Анастасия Котлова. 

Мой заряд позитива

- Что для вас в профессии важнее - любить детей или иметь опыт и наработанные методики?

- Конечно, любовь к детям. Для меня это чувство важней. Ещё в детстве я помогала всем своим родственникам в воспитании их детей. Когда тебя окружают дети и дарят своё тепло, как не ответить тем же? Как не последовать их искренности и открытости? Этого общения ни одна практика и методика не заменят.

Не могу описать того чувства радости, когда наши ребята, уже школьники, встречая меня, кричат ещё издали: «Здравствуйте, Анастасия Андреевна!» и рассказывают о событиях своей взрослой жизни: о новых друзьях и уроках, о достижениях и школьных переменках, даже о первом выпавшем зубе. Для меня это заряд позитива на весь день!

Да и нельзя в детском саду без эмоций - у нас же тут кругом игра. И играть нужно в то, что нравится детям. А потому от тебя требуется максимум умений - петь, шить, мастерить, сочинять истории, чтобы детям с тобой было всегда интересно.

- А с какими проблемами вам, как психологу, приходится сталкиваться чаще всего?

- Это дети с ограниченными возможностями здоровья. За последние два года в нашем детском саду появились мальчик с нарушением опорно-двигательного аппарата, слабослышащая девочка, один из самых непростых случаев - девочка с аутизмом (РАС). Почему это сложно? Во-первых, потому что надо сплотить весь детский коллектив, чтобы малыши, все без исключения, чувствовали себя равными, не замечали разницу. Во-вторых, это был мой первый опыт работы с такими детьми, многому пришлось учиться на ходу. 

Но мне повезло, в «Ромашке» - особенные дети, очень хорошо воспитанные родителями. Они дружелюбно относятся к другим. Ребята видели, что поведение девочки с РАС отличается и очень осторожно спрашивали, почему. Приходилось объяснять, что каждый ребёнок имеет свои особенности, по-своему уникален. Детям такой ответ показался вполне понятным и разумным,  барьер в отношениях постепенно исчез.  

Вообще, за все пять лет работы в детском саду я ни разу не столкнулась с проявлениями детской жестокости по отношению к особенным детям.

Ещё одна проблема - с каждым годом в наш детский сад приходит всё больше детей с нарушениями речи. Причину я вижу в том, что родители стали меньше общаться с детьми, читать им книжки, рассказывать сказки, да и просто общаться. Возможно, потому, что с раннего возраста им дают в руки гаджеты.

Нужно живое общение

- Но разве это не веяние времени?

- Я противник таких веяний в дошкольном возрасте. Многие родители серьёзно считают, что гаджет способен развить мелкую моторику, внимание, расширить кругозор ребёнка. Но никакой гаджет не заменит настольную игру, рисунок на бумаге или мелками на асфальте, сбор пирамидки, которую дети могут пощупать, побросать, даже погрызть!

На мой взгляд, гаджеты не развивают малыша, а сильно портят зрение, осанку. Практически все компьютерные игры рассчитаны не на логику, а на быстроту реакции. А ребёнок дошкольного возраста нуждается в живом общении, в движении, рисовании, а не в погружении в виртуальный мир. 

- Сегодня многие современные семьи предпочитают детскому саду домашнее воспитание. Ваша оценка такой позиции?

- Я понимаю родителей, которые предпочитают домашнее обучение: оно менее затратно, ты сам формируешь среду обитания ребёнка, круг его интересов. Но большой плюс детского сада - это не только общение со сверстниками, но и речевое, физическое, познавательное развитие, развитие коммуникативных и культурно-гигиенических навыков, которые ему будут необходимы в жизни.

Кроме того, в детском саду есть специалисты, которые не только дадут консультации, но и проведут с ребёнком необходимые развивающие занятия. В домашних условиях родители всё равно не смогут заменить малышу логопеда, психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя. 

В мире детства

- В чём отличие современных дошколят?

- Могу сказать, что они более компетентны в использовании коммуникативных технологий. В нашей новой сенсорной комнате дети сразу почувствовали себя как рыба в воде. Им не нужна была инструкция, чтобы воспользоваться новинками.

Но, судя по рассказам, советские дошколята были проще. Их детство проходило в постоянной и непринуждённой игре, живого общения было предостаточно. Современные дети не менее любознательны. Однако они также строят дома из кубиков, с удовольствием слушают сказки, играют в роботов и пиратов. Дети воспроизводят то, что видят в современных мультфильмах и компьютерных играх. Правда, герои их сильно изменились. Колобку за ними не угнаться.

- Все без исключения родители хотят счастья своим детям. А что такое детское счастье?

- Во все времена - это любовь родителей. Когда тебя поддерживают, ценят просто так, ни за что, потому что ты - это ты. А ещё часто обнимают. Я по себе знаю, как спокойно и счастливо чувствуешь себя в маминых объятиях. На мой взгляд, это лучшая методика воспитания.

Огромное счастье для детей - проводить время со сверстниками, выбраться куда-то с родителями, а ещё семейные традиции, о которых с интересом дети рассказывают.

- Для вас детсад - это подготовка к школе или островок детства, место для игры?

- Для меня это мир беззаботного и защищённого детства. Оно закончится, как только дети пойдут в школу. Я против того, чтобы превращать детский сад в подготовительные курсы.

К школе надо готовить, но в форме интересной и познавательной игры.  Пусть играют, пока есть возможность. И я играю вместе с ними.

Анастасия Котлова родилась в г. Волгодонске Ростовской области. В 2013 г. окончила АГУ по специальности «педагогика и психология». Трудовую деятельность начала соцработником КЦСОН, работала секретарём в средней школе № 2 ст. Гиагинской, психологом КЦСОН. С 2015 г. - педагог-психолог детского сада № 2 «Ромашка» ст. Гиагинской.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах