Телефонные мошенничества не первый год остаются в топе самых распространённых в Адыгее, и число их доверчивых жертв растёт.
Убытки на миллионы
Мнимые сотрудники банка и биржевые маклеры, липовые сотрудники полиции и специалисты брокерской конторы - масок, за которыми прячутся мошенники, десятки. Цель одна - содержимое нашего кошелька.
И как показала статистика МВД по Адыгее, цель эта в большинстве случаев бывает достигнута.
Последние годы на территории республики практически ежедневно регистрируются случаи IT-мошенничеств. С начала августа в результате
20 из них жители республики лишились денег на общую сумму 8 млн руб.
Ни репортажи СМИ, ни увещевания участковых, ни даже ежедневные призывы по радио не способны вытравить из наших людей простодушную доверчивость к разного рода проходимцам.
Один из последних, но далеко не единичных случаев: две недели назад в дежурную часть отдела МВД России по Тахтамукайскому району обратилась 50-летняя местная жительница. Доверившись незнакомцам, она вложила все свои накопления в криптовалюту, якобы для получения прибыли. А спустя некоторое время поняла, что лишилась 5 млн руб.
Чтобы донести до каждого опасность и способы IT-мошенничеств, 20 августа в республике полицейские начали масштабную операцию «Внимание, мошенники!».
«За стражами правопорядка во всех муниципалитетах были закреплены определённые участки, где они делают поквартирные и подомовые обходы, выступают на собраниях граждан, разъясняя мошеннические схемы, и вручают каждому жителю специальные памятки об обмане в интернете», - рассказал руководитель пресс-службы МВД по РА Байзет Гомлешко.
По его словам, в акции запланировано участие экспертов в сфере IT-технологий и представителей общественных советов.
Как себя обезопасить
Владельцы квартир многоэтажного дома на ул. Пушкина, 280 в Майкопе дверь сотруднику полиции открывали неохотно или не открывали вообще. И действительно, мало ли кто там полицейским представляется?!
«С одной стороны, это недоверие понятно - мы сами же и призываем не открывать дверь незнакомцам, пусть даже в полицейской форме, да ещё и в воскресенье. Конечно, было бы хорошо, если б о нашем визите жителей заранее предупредили старшие домов. Вывесили бы у подъезда объявление, что ли. С другой стороны, в будний день на собрание всех жильцов дома навряд ли соберёшь. Да и хочется поговорить с каждым индивидуально, ответить на вопросы, разъяснить заблуждения, лично вручить памятку», - рассказал специалист-эксперт профильного отделения полиции г. Майкопа Николай Кульпинский.
Он рассказал, что ему часто приходится делать экспертизу телефонов граждан, пострадавших от мошенников.
«В 99,9% случаев это не вирус - его трудно загрузить на телефон. Утечка личной информации чаще всего происходит через всевозможные приложения, которые требуют доступа к вашим персональным электронным данным, через сайты-двойники, куда люди обращаются, заказывая билеты, путёвки, товары онлайн. Отказывайте в доступе, пользуйтесь только проверенными сайтами», - уточнил
Н. Кульпинский.
По его словам, очень часто люди покупаются на сообщения о блокировке банковской карты - когда якобы сотрудники банка участливо предлагают срочно перевести их средства на «безопасный» счёт, и просят сообщить номер карты, трёхзначный номер на её обороте и ПИН-код.
«Человека называют по имени-отчеству, могут сообщить его адрес, говорят уверенно и искренне, чем вызывают доверие. В итоге люди добровольно переводят мошенникам целые состояния», - подчеркнул полицейский.
Он отметил, что сотрудники банка никогда не будут требовать у клиента ни номер карты, ни трёхзначную цифру, ни тем более ПИН-код.
«Чтобы себя обезопасить, надо сделать так, чтобы пенсионная или зарплатная карта вообще ни при каких расчётах не фигурировала. Наряду с ними лучше всего завести ещё одну, дублирующую. Именно на неё при походе в магазин или покупке чего-либо переводить ограниченное количество средств и ею расплачиваться в каждом конкретном случае», - посоветовал Н. Кульпинский.