Примерное время чтения: 5 минут
311

В изоляции. Фатима Сулейманова - о музее-онлайн и потере ориентиров

«АиФ-Адыгея» № 27 02/07/2020
Фото Надежды Гусевой / АиФ

«Главная проблема современного общества - не коронавирус, а потеря ценностных ориентиров. Против COVID-19 учёные, в конце концов, найдут вакцину, но нет лекарства против духовной пустоты», - считает заслуженный работник культуры Адыгеи Фатима Сулейманова.

В формате онлайн

- Коронавирус больно ударил по культуре, но больше всего досталось музеям. Как выживаете?

- С первых же дней пандемии Северокавказскому филиалу Государственного музея Востока пришлось перестраиваться на другой, более современный лад. Хотя электронная база, позволявшая общаться со зрителями онлайн, у нас была давно: это и наш сайт, и портал Государственного музея Востока, и тесное сотрудничество с Виртуальным филиалом Русского музея.
С началом карантина мы перевели всю работу на сайты и в соц­сети. Это интересная, но очень сложная работа.  

Онлайн мы провели круглый стол и Международную конференцию «Художественные стили и направления в изобразительном искусстве: региональные аспекты» с участием учёных и художников из Турции, Москвы, Краснодара, Адыгеи. Все выступления участников выложили на нашем сайте. Это часть масштабного проекта «Культурные диффузии художников-черкесов России и Турции: социокультурный и искусствоведческий анализ». Мы продолжаем работу над электронным банком данных адыгских художников.

Много виртуальных гостей собрала акция «Ночь музеев» с очень интересной онлайн-программой. Выставку модельера-философа Юрия Сташа увидели не только россияне, но и жители других стран. 
Учитывая, что в этом году тема акции - «Победители эпох», музей сделал ещё одну выставку - «Мы эхо друг друга» из произведений художников-фронтовиков Евгения Цея, Анатолия Сундукова и Петра Филлипенко. В соцсетях её просмотрело более 2 тыс. человек. 

Интерес вызвал и мастер-класс по горячему батику от художника Ольги Бреславцевой, а также две лекции - «Сокровища Псенафы» археолога,  кандидата исторических наук Георгия Годизова и «Образ черкешенки в европейской художественной культуре ХІХ в.» доктора искусствоведения Аллы Соколовой. 

Настоящим украшением «Ночи музеев», по мнению зрителей, стал часовой концерт артистов Камерного музыкального театра РА имени А. Ханаху, записанный онлайн и посвящённый 75-летию Победы. 

Ещё одну виртуальную выставку - «Дети в искусстве» - увидело 1800 человек. А фотолюбителей, участников конкурса «Символ Победы», даже пришлось делить на возрастные группы - так много было желающих. Причём оценивали конкурсные работы не только профессионалы, но и зрители.  

В поиске потрясений

- В одном из интервью вы сказали, что люди идут в музей за потрясением. Чем собираетесь потрясти нас после отмены карантина?

- Из-за коронавируса у нас сорвались очень красивые, интересные выставочные проекты. Теперь их приходится сдвигать на неопределённый срок.

Не будем отказываться и от организации первой персональной выставки очень интересного современного художника Руслана Тугуза, экспозиции работ маститого Абдуллаха Берсирова. Осенью планируем показать и наш проект «Кавказ. Горы», посвящённый творчеству художников Северного Кавказа.  

Но даже сейчас музей насчитывает сотни новых зрителей. В одной из соцсетей мы запустили 11 онлайн-лекций, созданных на платформе Виртуального филиала Русского музея. Их посмотрело рекордное число зрителей. Многие мои знакомые, не являясь людьми искусства, вместе с восторженными откликами присылали ссылки на эти лекции.  

Дистанцирование растёт

- На ваш взгляд, что в людях изменила пандемия?

- Появилось время отдохнуть от работы, посвятить его своему внутреннему «я», тому, что часто оставляли на потом. Многие с удовольствием смотрели онлайн-спектакли, экскурсии, в том числе виртуальные туры по музеям мира, изучали иностранные языки, психологию. 

У меня большая семья, но нас коронавирус, наоборот, сплотил. Несмотря на то что все работали онлайн, всё же старались радовать друг друга, чему-то учиться у молодых. Да просто появилась возможность выслушать и лучше узнать родных, проникнуться их проблемами. 

Я всегда считала и учила этому детей: никто не должен вас развлекать, вы сами должны создавать свой мир, делая его интересным и увлекательным не только для себя, но и для окружающих. 

А ещё карантин показал: мы научились держать социальную дистанцию задолго до пандемии. Дистанцирование между людьми растёт. Всё больше погружаясь в виртуальный мир, мы стараемся отойти друг от друга подальше. Нам комфортно внутри себя, легче жить в одиночестве. 

Я согласна с заслуженным художником Адыгеи Юрием Сташем: из нашей жизни исчезает эмпатия. Мы закрыли свои сердца. Прийти на помощь человеку, проявить милосердие и сострадание - скорее исключение, чем правило. Меня просто покорил поступок народного артиста России Константина Хабенского, который всю премию, вручённую ему президентом, а это 10 млн рублей, направил в благотворительный фонд, на реабилитацию детей с опухолью мозга. Думаю, именно такие поступки делают нас людьми.

- Актриса Мария Шукшина написала: «По умолчанию национальной идеей стал лозунг «Хлеба и зрелищ!». Согласны?

- Полностью! Если говорить о поводе для этого высказывания, моё мнение таково: Михаил Ефремов совершил преступление, по его вине умер человек, и он должен нести ответственность.

Но меня возмущает травля артиста, организованная в соцсетях. Люди наслаждаются зрелищем поверженного человека, которого готовы растерзать. Разве не об этом писал древнеримский поэт Ювенал, которому принадлежит фраза «Хлеба и зрелищ»? Разве в своём желании растоптать из без того морально убитого и униженного мы сейчас выглядим не так же убого, как римляне столетия назад? Просто дежавю какое-то! Пример того, как без ценностных ориентиров общество превращается в стаю хищников.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах