«Учитель не должен преподавать, он должен нести знания так, чтобы заинтересовать
ребёнка, включить его мысль и чувства», - считает художественный руководитель Театра кукол «Золотой кувшин» народный артист Адыгеи Станислав
Сиюхов.
Влюблённые в профессию
- В День учителя каждый человек вспоминает своих любимых педагогов. Кто приходит на память вам?
- Даже 47 лет спустя я с благодарностью вспоминаю свою школу № 22. Без преувеличений: её тогдашний директор Иван Васильевич Шибинский был великим педагогом и человеком. Он сформировал уникальный коллектив учителей - лучших во всём Майкопе. В нашу образцово-показательную школу за опытом приезжали из других регионов. У нас был шикарный спортзал, а внизу, в подвале, - свой стрелковый тир. И я был капитаном школьной команды по стрельбе.
У Ивана Васильевича был потрясающий подход к детворе. В шестом классе он вёл у нас физику. Однажды, услышав нецензурщину из наших уст, он сказал: «Что ж вы ругаетесь, как сапожники, не понимая слов, которые произносите?! Если уж хотите высказаться, делайте это с пользой. К примеру, ангидрид твою марганца!». До сих пор иногда повторяю. Помню и моих учителей литературы - Лидию Яковлевну Сербину и Елену Петровну Шибинскую. Эти две потрясающие женщины были учителями от Бога. Они никогда не говорили нам: «Неправильно», ценили наше мнение.
Как-то для внеклассного часа к 9 Мая Елена Петровна попросила нас выучить стихи о войне. Я выучил стихотворение «Баллада о гвоздях», но понимал - этого мало. А потом нашёл «Лошадей в океане» Бориса Слуцкого. В 17 лет это стихотворение потрясло меня до глубины души! Когда я вышел читать, «Балладу о гвоздях» одноклассники приняли хорошо, а, услышав название «Лошади в океане», засмеялись.
Но когда я начал читать, класс смолк, наступила тишина. За внеклассные мероприятия нам оценок не ставили. Но Елена Петровна взяла журнал и поставила мне единственному две пятёрки. Это я к тому, что нас не учили любить литературу, нас учили её понимать. Потому что ребёнок любит то, что понимает, что ему удаётся.
Именно это заставляет его двигаться вперёд. В школе я именно поэтому любил математику, алгебру, геометрию: я их знал. Наш учитель Галина Васильевна Асеева собрала лучших учеников, и с 8-го по 10-й класс мы проучились и окончили (без репетиторов!) заочную математическую школу при МГУ им. М. В. Ломоносова. Я - на отлично.
В то время для поступления в вуз нужно было сдать четыре экзамена. Меня пригласили в МГУ со сдачей только одного экзамена - математики. Но, побоявшись связываться с математикой, шансом я не воспользовался.
К труду и обороне
- Вас в школе считали покладистым учеником?
- Отнюдь. Мы не были злостными хулиганами, но и тихонями нас нельзя было назвать. Помню очаровательную, тихую и спокойную учительницу биологии Любовь Тимофеевну Белькао. В её прекрасном кабинете были чучела оленя и кабана, гербарии, весь подоконник был уставлен цветами, над которыми она тряслась. Но нам, непоседам по природе, удалось нарушить её душевное равновесие.Как-то раз сидим с Витей Путятиным на последней парте у окна и видим: кактус зацвёл. Недолго думая, мы
срываем с кактуса цветок. Увидев это, Любовь Тимофеевна чуть не задохнулась от ужаса.
Оказалось, этот кактус она готовила на выставку. Витя «успокоил» педагога - со словами «сейчас посадим обратно» наколол цветок на иголку кактуса. А когда нас выгоняли с уроков (что бывало частенько), нашей палочкой-выручалочкой становился учитель
физкультуры Виктор Анатольевич Винников. Мы приходили к нему в спортзал, и он говорил: «Берите мяч и кидайте!».
А уж наш классный руководитель, всегда изысканная, стильно одетая Любовь Никитична Мельникова, которую мы звали Любашей, была нам как вторая мама.
- Как относитесь к мнению о том, что многие вещи из советской школы нужно вернуть в российскую?
- Сейчас идут разговоры о возвращении в школу начальной военной подготовки. Это не просто нужно, это необходимо! На выходе из школы я знал, что значит ходить строем, как собирать и разбирать автомат, как надеть противохимический комплект, как пользоваться противогазом.
В школе нас возили на стрельбище, мы дружили с военной частью. И каждый июнь все мальчишки - выпускники 8-9-х классов - круглосуточно находились в школьном военно-спортивном лагере, жили на казарменном положении, с армейским расписанием дня. В рекреациях стояли двухъярусные кровати, с нами дежурили солдаты. С утра зарядка, потом строевая подготовка, спортивные занятия, военное дело. Так что в итоге все мы к армии были готовы.
Образование в СССР было замечательным ещё и потому, что в учителя шли люди, влюблённые в профессию. А сейчас?
Счастливый каменный век
- Если бы в то время в школах ввели дистанционку, вы бы обрадовались?
- Я так же не любил ходить в школу, как и все. В младших и средних классах - потому что мама ругала и порой наказывала за плохие оценки. В старших классах школу не любил, потому что она отвлекала меня от спорта - я занимался волейболом, бальными танцами, от первых увлечений и свиданий.
Но главным достоинством школы было общение с одноклассниками. Этого ничем не заменишь. Мы ходили на речку, по пути в районе нынешних Черёмушек (тогда это были частные огороды) срывали кукурузу и копали картошку. А потом у реки разводили костёр и всё это пекли. Благодать!
У нас были «Зарница», «Орлёнок». Мы и сейчас, спустя 47 лет, собираемся вместе, сразу двумя классами. Даже мои дети удивляются такой общности.
- Почему?
- Технический прогресс сыграл с людьми злую шутку. Это отлично, что благодаря гаджетам мы преодолеваем любое расстояние, можем увидеться и поговорить с человеком, живущим на другом конце земли.
Но, созданный для облегчения жизни, интернет разрушает человеческие отношения, он планомерно ведёт нас в каменный век. Люди перестали ходить в кинотеатры и библиотеки, перестали читать и тем более писать письма не с помощью программы, а от руки. Людям всё тяжелее вживую общаться друг с другом.
Я часто слышу от молодых: «Это вы жили в каменном веке!». Ребята, это был мой счастливый каменный век, потому что у нас были праздники. Каждый новогодний вечер в школе был тематическим, с викторинами и соревнованиями. И в 9-м классе мы выиграли за лучшую тему 8-килограммовый торт. А когда я пришёл из армии, мы скинулись по пятёрке с носа и поехали на электричке с палатками на море. И нам хватило и на дорогу, и на продукты и даже на вино.
Так что я рад, что родился в то время, благодарен своим одноклассникам - за чудесные школьные годы, а учителям - за то, что научили меня понимать и думать, любить хорошую книгу, уметь выражать свои мысли.
Проблема или беда?
- По-вашему, в чём сегодня самая главная трудность учителя и ученика?
- У учеников проблем нет - у них беда. Беда в том, что поменялась система преподавания.Наши дети в прямом смысле стали заложниками Болонской системы образования. Кто объяснит, зачем моему сыну в 10-м классе надо было читать «Мастера и Маргариту» - роман противоречивый и сложный даже для взрослого человека. Зачем в 16-17 лет школьники штудируют ещё более замысловатых для их лет Солженицына и Набокова? Чтоб окончательно отвратить их от чтения книг?
Сегодня учебников - море. Но спросите у школьников, где находится город Киркенес или как называется столица Австралии, - не ответят. Что говорить об учебниках истории, если выпускники школ всерьёз задумываются над вопросом: кто круче, Наполеон или Бонапарт? Они путают Отечественную войну с Великой Отечественной. Многие не знают, кто такие Ульянов (Ленин) и Крупская, и искренне удивляются, что царей с
именем Иван, кроме Грозного, было на Руси несколько. И учителей обвинять в этом я не могу, потому что они вынуждены преподавать по той системе, которой их
научили.
- Что бы вы пожелали современным школьным педагогам в их профессиональный праздник?Научиться понимать современных детей, их язык, мировоззрение и не причёсывать всех под одну гребёнку. Это очень трудно. Но если ты выбрал такую профессию, обязан отвечать её высоким стандартам.