«Современные студенты - люди разные, всех к общему знаменателю не приведёшь. Лично мне близки активные, инициативные, готовые развиваться в разных сферах жизни и творчества, те, кто хорошо владеет информацией и знает, как её добыть, а ещё умеет работать в команде», - считает студентка II курса факультета естествознания Адыгейского государственного университета Елизавета Белкина.
Смарт-доски, веб-камеры, интерактив
- Вы в вузе всего два года - то есть воспоминания о школе ещё свежи. Есть у вас претензии к школьной системе образования с позиции студентки?
- Думаю, современной школе очень не хватает молодых преподавателей. Но таких, которые приходят в школу не просто для галочки, а действительно знают свой предмет, тянутся к работе в школе.
Понятно, что учителя старой школы - это знания. Но не всегда они могут понять и применить на уроках современные технологии обучения. Им сложнее, чем молодым, использовать на уроках те же интерактивные и смарт-доски, адаптивные образовательные платформы, веб-камеры с проецированием материалов. Но лично мне со школой и учителями повезло. Хотя я живу не в самом Краснодаре, а в сельской местности, в нашей школе хорошо оборудованные кабинеты, грамотные учителя.
- А что скажете о вузовской жизни? Многие взрослые вспоминают студенческие годы как весёлое, беззаботное время. Так ли это для более прагматичной, рационально мыслящей молодёжи?
- Изменилось мало. Студенческая жизнь - это по-прежнему весёлая пора. Даже несмотря на то что иногда очень много задают, нагрузка зашкаливает. Порой сидишь и обречённо думаешь: когда я всё это успею сделать? Но потом всё как-то получается, разгребается, и находится достаточно времени, чтобы и самой отдохнуть, и с друзьями побыть.
Также университет даёт много возможностей для развития студенческих сообществ - можно найти дело по душе, приобрести кучу дополнительных полезных навыков.
Удачливый человек с проблемой времени
- Вечно голодный студент из прошлого - сегодня миф или реальность? Как зарабатывают современные студенты?
- Наверное, вечно голодный студент - это и наши реалии. Но если раньше он был голодным из-за нехватки стипендии, то сегодня - из-за нехватки времени. К примеру, в этом семестре у меня часто было по четыре пары в день - иногда просто не успеваешь сходить пообедать, даже просто спуститься на первый этаж что-то купить в столовой: либо преподаватель задержал, либо нужно сбегать к другому преподавателю взять задание на всю группу (я ещё и староста), а потом надо бежать в профком, в какие-то студорганизации. Так и ходишь до вечера голодная.
Сегодня, как и во все времена, многие студенты учатся и работают. Студенты
I-II курсов подрабатывают официантами в организациях общепита. Старшекурсники стараются устроиться по специальности: кто-то дополнительно со школьниками занимается, кто-то уже с III-IV курса работает в школе или даёт уроки в учреждениях допобразования.
- Вы активно участвуете в научной и общественной жизни - занимаетесь в Школе по феномике растений и в студенческом медиацентре «АГУсь». Почему такой разброс интересов?
- Как ни странно прозвучит, но именно Школа по феномике растений привела меня в медиацентр. Этим летом на учебно-производственную базу АГУ «Горная легенда» приехал университетский медиацентр - снимать репортаж о наших занятиях в Школе по феномике растений. Видимо, из-за разговорчивости меня и пригласили в медиацентр, где я теперь тружусь. В медиацентре нам пока не дают конкретных заданий, говорят: «Найдите то, что вам нравится». И мы ищем.
Наверное, меня можно назвать удачливым человеком: я поступила на направление, которое мне интересно, учусь на преподавателя химии и биологии. А в медиацентре занимаюсь написанием постов и пробую снимать короткие видеоюморески из студенческой жизни. Всё это мне нравится. Я планомерно иду к своей мечте - хочу работать в школе, быть разносторонним учителем, интересным детям.
По стопам прабабушки
- Вы осознанно выбрали для себя эту профессию? Есть какой-то пример перед глазами?
- Нет. Вся моя семья - медработники. Единственный учитель в нашей семье - это моя прабабушка. Я её не застала, но училась как раз в школе, где она работала. Прошло много времени, но в школе прабабушку помнили, а учителя называли её человеком своего дела, знающим предмет и умеющим работать с детьми. Но не только это сподвигло меня сделать выбор в пользу учительства.
Я ведь сначала готовилась продолжить династию - думала стать врачом. Но, может быть, испугалась особой ответственности - всё же от врача зависит жизнь человека. Да и все кругом говорили, что учиться на медика сложно. И в 10-11-м классах я призадумалась: «А что могу ещё? Что мне ещё интересно?».
На помощь пришла опять-таки школа, где я всегда была очень активным человеком, участвовала в проекте «Лидер школы». Я много взаимодействовала с руководством школы, учителями. А так как мне нравились химия и биология, решила стать учителем этих предметов.
Знаете, у меня перед глазами были хорошие примеры - директор школы Ярославна Геннадьевна Ярославская. Она вела у нас химию, и, несмотря на занятость, всегда находила время, чтобы дополнительно с нами позаниматься. Если что-то было непонятно, повторяла по 5-10 раз, чтобы понял каждый.
А ещё я с благодарностью вспоминаю своего репетитора по химии Марию Петровну Титаренко. Ей около 30 лет, но она очень много знает, человек начитанный. Обычно химия - самый нелюбимый в школе предмет. Но её ученики сдавали химию целыми классами. С ней интересно не только в предмет углубляться, но и о жизни поговорить.
Полезная квота
- Сегодня талантливые и успешные студенты по окончании вузов стремятся уехать в мегаполисы. А где вы видите своё будущее?
- Если честно, я не особо люблю загадывать на будущее, но уверена, возможности для развития и реализации своих способностей есть везде. Было бы желание и стремление.
Что касается меня, точно знаю, что по окончании вуза мне надо вернуться в свою родную школу и отработать не менее трёх лет, потому что я поступила в вуз по целевому направлению. Но не потому, что плохо сдала экзамены, я сдала ЕГЭ с хорошими баллами, просто решила взять целевое, чтобы успокоить маму, она очень переживала за моё поступление.
Меня в школе очень ждут. Я тоже хотела бы начать свою трудовую деятельность именно там.
- Как вы относитесь к введению целевых направлений в вузы?
- Мне кажется, это полезное нововведение. По большей части по целевому направлению в вузы поступают абитуриенты, которые не особо уверены в своих силах. А целевое направление - это отдельная квота, и конкурс там меньше. Возможно, потому что до сих пор не так много людей знает, что такое целевое направление.
Но главный его плюс - гарантированное трудоустройство по окончании вуза. Не секрет, что молодых специалистов без опыта работы работодатели не горят желанием взять в штат. А с целевым даже без опыта трудоустройство на три года тебе обеспечено. И желание поступать по целевому приветствуется, особенно в школе, где кадры нужны всегда.
- Каким, на ваш взгляд, должен быть настоящий учитель?
Главное - учитель должен хорошо знать свой предмет, любить школу и профессию. Важно быть таким, чтобы дети тянулись к тебе, чтобы тебя уважали родители. А для этого надо учиться выстраивать с ними отношения, стараться понять ребёнка и доказать его родителям, что вы с ними делаете одно дело - даёте их детям знания и учите быть людьми.