«Как бы ни критиковали дистанционное обучение, на ближайшие два года это наши реалии. И они должны быть качественными», - считает руководитель Центра непрерывного повышения профмастерства педагогических работников Людмила Кесебежева.
В спорах о цифре
- Госдума отложила рассмотрение проекта о дистанционном обучении. А он сейчас актуален?
- Мы живём в новой реальности и, видимо, до 2022 года остаёмся с пандемией, а значит, и с дистанционным обучением. Но чтобы учителю результативно работать, ему надо опираться на некие локальные акты. Другой вопрос, что в законе должны быть учтены пожелания всех заинтересованных сторон. А это непросто.
- Считаете ли вы успешным опыт дистанта в Адыгее?
- На мой взгляд, республика хорошо, слаженно влилась в этот процесс, в чём есть и немалая заслуга её руководства. Да, начинать было нелегко. Знаю об этом не понаслышке: наш центр тесно сотрудничает с учителями. Главные трудности: мы не привыкли к тому, что общение удалённое, не все школы достаточно оборудованы, не у всех учителей и учеников есть дома необходимое оборудование. Ориентироваться на один WhatsApp, который тоже, как выяснилось, далеко не у каждого, не получалось.
Кроме того, дистант стал необходим не как образовательное новшество, а как вынужденная мера в условиях пандемии. Все эти сложности выбили из колеи учителей, родителей, детей. Родителям пришлось сутки напролёт контролировать детей, что не в каждой семье возможно, учителя приспосабливались к новой организации онлайн-уроков. Этот период толкнул всех нас на преодоление трудностей.
Не надсмотрщик, а партнёр
- Одним из минусов дистанта называют полную свободу действий ребёнка. Но академик РАО Евгений Ямбург уверен: родителям нельзя отводить роль человека с ремнём.
- В этой ситуации я сочувствую родителям. Ничто в жизни не изменилось: родитель должен, как раньше, работать, обеспечивая быт семьи, питание, одежду. Как он сможет отследить, что в это время в интернете делает его ребёнок? Ведь теперь нельзя запретить компьютер. И у детей есть железный аргумент: гаджет нужен для уроков.
Так что у родителей появилось множество вопросов: как контролировать ребёнка за компьютером, как сберечь его здоровье? Справляются не все. Порой из комментариев в интернете можно заключить: каждый родитель знает, как должен работать учитель, но не в курсе, за что в ответе он сам.
Я считаю, у родителей никто не забирал воспитательной функции: привить ребёнку чувство ответственности за свои поступки, формировать особые компетенции, привычки.
Но я согласна с Ямбургом, нельзя на них перекладывать всё. Нельзя требовать от родителей лишь контроля, делать из них человека с ремнём. Их педагогике не учили. В системе дистанта они скорее наши партнёры.
Надо строить онлайн-уроки так, чтобы ребёнок мог задать учителю вопрос и получить на него ответ. А потому высшая форма дистанта, к которой мы все сейчас стремимся, - онлайн-работа в прямом эфире. Причём большинство заданий дети должны выполнять на уроке, а домашнюю работу свести к минимуму.
Если же у семьи нет возможности выйти в прямой эфир, учитель может надиктовать объяснение материала на WhatsApp, и там же ответить на вопросы.
- Лидер движения «Родители Москвы» Илона Менькова считает, «дистант, скорее всего, исключает воспитание полноценной личности». Согласны?
- Слишком радикально сказано. Хотя доля правды в этом есть. В дистанционном обучении львиная доля ложится на родителей. Дистант - как лакмусовая бумажка, показывает все плюсы и минусы их воспитания, готовность ребёнка к самостоятельной деятельности, самоконтролю.
Но классный руководитель даже онлайн даёт ссылки на какие-то мероприятия, акции, конкурсы, в которых школьник может поучаствовать. Если есть привычка работать самому, ребёнок и удалённо себя проявит. Если нет, дальше будет ещё сложней. И тут важна позиция родителей - либо поддержать, либо стать в позу.
Правда, и преподаватели порой перегибают палку, не желая повышать квалификацию, учиться онлайн-методикам. Мол, опыт работы у доски с тряпкой и мелом и так огромный. На что я всегда отвечаю: «Но вы же не стираете руками. Вы же ради удобства научились пользоваться стиральной машинкой. Почему бы не опробовать новую интересную методику вместо того, чтобы сразу её отвергать?».
Здоровье по системе Занкова
- Ещё одно опасение: уроки перед компьютером подорвут и без того слабое здоровье школьников. Так ли это?
- За это переживаю больше, чем за всё остальное. Можно повысить профессионализм педагогов, помочь родителям преодолеть проблемы дистанта. А вот как сохранить здоровье детей перед компьютером? Если на уроке в школе я точно знаю: сейчас будет физминутка, здесь мы сделаем упражнения для глаз, а работа с интерактивной доской продлится не больше семи минут, то дома кто уследит за этим?
От этой бесконтрольности и детская сутулость, и снижающееся зрение. Думаю, в законе должно быть отражено допустимое время пребывания школьников за компьютером.
В школе я работала по развивающей системе Занкова. Это были не только учебники, но и фрагменты интерактивных уроков на дисках. Программа позволяла работать только несколько минут. Включая её, я знала, что через время она просто выключится и на компьютере всплывёт окно «перерыв 40 минут». Если бы во все обучающие видео были заложены такие контролирующие время опции, это во многом помогло бы сберечь здоровье детей.