Примерное время чтения: 5 минут
277

Держимся на расстоянии? Людмила Кесебежева - о дистанте и человеке с ремнём

«АиФ-Адыгея» № 52 23/12/2020

«Как бы ни критиковали дистанционное обучение, на ближайшие два года это наши реалии. И они должны быть качественными», - считает руководитель Центра непрерывного повышения профмастерства педагогических работников Людмила Кесебежева.

В спорах о цифре

- Госдума отложила рассмотрение проекта о дистанционном обучении. А он сейчас актуален?

- Мы живём в новой реальности и, видимо, до 2022 года остаёмся с пандемией, а значит, и с дистанционным обучением. Но чтобы учителю результативно работать, ему надо опираться на некие локальные акты. Другой вопрос, что в законе должны быть учтены пожелания всех заинтересованных сторон. А это непросто.

- Считаете ли вы успешным опыт дистанта в Адыгее?

- На мой взгляд, республика хорошо, слаженно влилась в этот процесс, в чём есть и немалая заслуга её руководства. Да, начинать было нелегко. Знаю об этом не понаслышке: наш центр тесно сотрудничает с учителями. Главные трудности: мы не привыкли к тому, что общение удалённое, не все школы достаточно оборудованы, не у всех учителей и учеников есть дома необходимое оборудование. Ориентироваться на один WhatsApp, который тоже, как выяснилось, далеко не у каждого, не получалось.

Кроме того, дистант стал необходим не как образовательное новшество, а как вынужденная мера в условиях пандемии. Все эти сложности выбили из колеи учителей, родителей, детей. Родителям пришлось сутки напролёт контролировать детей, что не в каждой семье возможно, учителя приспосабливались к новой организации онлайн-уроков. Этот период толкнул всех нас на преодоление трудностей.

Не надсмотрщик, а партнёр

- Одним из минусов дистанта называют полную свободу действий ребёнка. Но академик РАО Евгений Ямбург уверен: родителям нельзя отводить роль человека с ремнём.

- В этой ситуации я сочувствую родителям. Ничто в жизни не изменилось: родитель должен, как раньше, работать, обеспечивая быт семьи, питание, одежду. Как он сможет отследить, что в это время в интернете делает его ребёнок? Ведь теперь нельзя запретить компьютер. И у детей есть железный аргумент: гаджет нужен для уроков.

Так что у родителей появилось множество вопросов: как контролировать ребёнка за компьютером, как сберечь его здоровье? Справляются не все. Порой из комментариев в интернете можно заключить: каждый родитель знает, как должен работать учитель, но не в курсе, за что в ответе он сам.

Я считаю, у родителей никто не забирал воспитательной функ­ции: привить ребёнку чувство ответственности за свои поступки, формировать особые компетенции, привычки.

Но я согласна с Ямбургом, нельзя на них перекладывать всё. Нельзя требовать от родителей лишь контроля, делать из них человека с ремнём. Их педагогике не учили. В системе дистанта они скорее наши партнёры.

Надо строить онлайн-уроки так, чтобы ребёнок мог задать учителю вопрос и получить на него ответ. А потому высшая форма дистанта, к которой мы все сейчас стремимся, - онлайн-работа в прямом эфире. Причём большинство заданий дети должны выполнять на уроке, а домашнюю работу свести к минимуму.

Если же у семьи нет возможности выйти в прямой эфир, учитель может надиктовать объяснение материала на WhatsApp, и там же ответить на вопросы.

- Лидер движения «Родители Москвы» Илона Менькова считает, «дистант, скорее всего, исключает воспитание полноценной личности». Согласны?

- Слишком радикально сказано. Хотя доля правды в этом есть. В дистанционном обучении львиная доля ложится на родителей. Дистант - как лакмусовая бумажка, показывает все плюсы и минусы их воспитания, готовность ребёнка к самостоятельной деятельности, самоконтролю.

Но классный руководитель даже онлайн даёт ссылки на какие-то мероприятия, акции, конкурсы, в которых школьник может поучаствовать. Если есть привычка работать самому, ребёнок и удалённо себя проявит. Если нет, дальше будет ещё сложней. И тут важна позиция родителей - либо поддержать, либо стать в позу.

Правда, и преподаватели порой перегибают палку, не желая повышать квалификацию, учиться онлайн-методикам. Мол, опыт работы у доски с тряпкой и мелом и так огромный. На что я всегда отвечаю: «Но вы же не стираете руками. Вы же ради удобства научились пользоваться стиральной машинкой. Почему бы не опробовать новую интересную методику вместо того, чтобы сразу её отвергать?».

Здоровье по системе Занкова

- Ещё одно опасение: уроки перед компьютером подорвут и без того слабое здоровье школьников. Так ли это?

- За это переживаю больше, чем за всё остальное. Можно повысить профессионализм педагогов, помочь родителям преодолеть проблемы дистанта. А вот как сохранить здоровье детей перед компьютером? Если на уроке в школе я точно знаю: сейчас будет физминутка, здесь мы сделаем упражнения для глаз, а работа с интер­активной доской продлится не больше семи минут, то дома кто уследит за этим?

От этой бесконтрольности и детская сутулость, и снижающееся зрение. Думаю, в законе должно быть отражено допустимое время пребывания школьников за компьютером.

В школе я работала по развивающей системе Занкова. Это были не только учебники, но и фрагменты интерактивных уроков на дисках. Программа позволяла работать только несколько минут. Включая её, я знала, что через время она просто выключится и на компьютере всплывёт окно «перерыв 40 минут». Если бы во все обучающие видео были заложены такие контролирующие время опции, это во многом помогло бы сберечь здоровье детей.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах