«Для меня быть учителем - это не просто делиться знаниями, это ещё и вдохновлять своих учеников, помогать им найти собственный путь», - считает победитель конкурса «Учитель года Адыгеи - 2025», преподаватель информатики Сергей Коцур.
От пробы пера к призванию
- Поздравляем вас с победой в региональном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года России»! И всё же почему, серьёзно увлекаясь фотографией, вы выбрали для себя профессию школьного учителя?
- Мой путь в профессию учителя информатики начался несколько неожиданно, но, как показывает время, абсолютно закономерно. Всё началось семь лет назад, когда в конце августа мне позвонила мой бывший учитель Елена Валентиновна Пономаренко с просьбой помочь школе, где возникла острая необходимость в преподавателе информатики.
На тот момент я был студентом третьего курса АГУ и засомневался в возможности совмещать преподавание с учёбой. Но администрация школы пошла навстречу, составив удобное расписание - все уроки проходили в один день.
Хотя моя первая проба пера в преподавании была связана с определённым риском, опыт педагогической работы всё же имелся: я помогал одногруппникам осваивать программирование и решать сложные задачи.
Спустя несколько дней мне предстояло провести первый урок в 11-м классе. Это событие стало важным шагом в профессиональной карьере и началом долгого пути в сфере образования. Наверное, именно тогда впервые я испытал чувство, знакомое всем настоящим педагогам и наставникам, - чувство радости, смешанное с гордостью за своего ученика. Так проба пера обернулась призванием.
На верном пути
- Советский учитель долгое время считался эталоном профессии. В XXI веке роль школьного учителя изменилась?
- Изменилась и роль, и значимость учителя. Если в советское время педагог был практически единственным источником знаний для учащихся, то сегодня эта модель кардинально изменилась. Мы должны стать навигаторами в мире информации, помогать детям ориентироваться в огромном потоке данных, отличать достоверное от недостоверного.
Чтобы оставаться востребованным специалистом и интересным собеседником для учеников, учитель должен постоянно развиваться. Необходимо самостоятельно следить за последними тенденциями в образовании, науке и технологиях, быть в курсе современных достижений.
Когда я захожу в класс, мои ученики уже многое знают о моём предмете. Они ожидают, что учитель не просто владеет информацией, но и понимает их интересы, говорит с ними на одном языке. Это требует от нас, педагогов, постоянного самообразования и готовности меняться вместе с миром, в котором живут наши ученики.
- Есть вещи, которых вы, как учитель, боитесь и которыми гордитесь?
- В нашей профессии, как и в любой другой, есть свои радости и тревоги. Когда ребята сами остаются после уроков для того, чтобы обсудить какие-то новые информационные технологии или лучше разобраться в программировании, это всегда радует и доказывает, что я на верном пути. Горжусь тем, что не перестаю быть интересным своим ученикам - как педагог, как специалист в своей области, как человек.
Что касается страхов, то каждый учитель сталкивается с определёнными вызовами. Сделать урок одновременно доступным и интересным для всех учеников, включая детей с ОВЗ и ребят со слабой мотивацией к учёбе, это задачка со звёздочкой. Когда удаётся найти баланс и каждый ученик усваивает материал, испытываешь настоящее профессиональное удовлетворение.
О поправках к ЕГЭ
- На своей странице в соцсетях вы написали: «…иногда знания не самое важное, чему может и должен научить хороший учитель». А что для вас важнее?
- У меня есть ученики, которые, возможно, неидеально знают информатику, не слишком успешны на экзаменах, но они искренне стараются стать лучше. Школьные годы рано или поздно закончатся, впереди ребят ждёт взрослая жизнь, где никто не спросит о цвете их аттестата. И моя главная задача как учителя - подготовить их к этому взрослому миру: научить самостоятельно работать с разными источниками, критически мыслить, своим примером воспитывать в них эмпатию и уважение к другим людям через призму моего предмета.
Для меня важно помочь ребёнку найти свой путь, развить его таланты, чтобы он вырос достойным человеком и гражданином.
- Уровень знаний школьников каждый год снижается. По-вашему, что нужно менять в школе, чтобы остановить этот регресс?
- В качестве первого шага я бы пересмотрел расписание и учебные планы школ. Современные школьники перегружены и тратят драгоценные учебные часы на изучение обязательных внеурочных дисциплин, чьё место могли бы с большей пользой занять основные предметы.
Нельзя не упомянуть и о сезонных проблемах. Часто ругают единый госэкзамен - мол, школа должна давать знания, а вместо этого только и занимается тем, что натаскивает детей на ЕГЭ. Важно понимать, что проблема не в самом экзамене, а в искажённом подходе к его подготовке в некоторых образовательных учреждениях. Из-за стремления к формальным показателям и давления статистики, школы вынуждены смещать акцент на подготовку к экзаменам. Решением может стать пересмотр подходов к организации учебного процесса, где ЕГЭ будет не целью обучения, а инструментом оценки качества образования.