«Главная задача учителя - воспитать личность. Интересный человек будет успешен и во взрослой жизни», - считает учитель русского языка и литературы, советник директора по воспитанию эколого-биологического лицея № 35 Дарья Иванова.
С гаджетами и без
- Профессия учителя остаётся самой обсуждаемой в обществе. Кто сегодня школьный учитель - наставник, передающий опыт и знания, репетитор, требующий результат для престижа школы, или человек, воспитывающий гражданина?
- Учитель - это ёмкое понятие. Он имеет большую значимость в жизни ребёнка. Это наставник, делящийся опытом и знаниями, советник, который помогает в выборе жизненного пути, рисует координатную линию для движения вперёд, психолог, который рассматривает различные ситуации, ежеминутно происходящие в школе.
- Фраза из советского прошлого «Учитель всегда прав» безнадёжно устарела. Сегодня видео, снятое учеником на уроке, может стать поводом для скандала и даже суда. Легко ли работать в такой обстановке?
- Сегодня школы оснащены материально-технической базой, и это здорово! Это помогает решить многие вопросы. Но самое значимое в школьном процессе зависит от личности учителя. Он должен всегда находиться на острие времени. И чтобы быть успешным именно в этой профессии, нужно очень сильно её любить, любить детей, стараться каждому из них уделять внимание, быть с ними на одной волне, но без панибратства, сохраняя границы. Я уверена, если заинтересовать, влюбить ребят в свой предмет, тогда, действительно, получишь удовольствие от работы.
Что же касается гаджетов в школе, к их использованию у меня двоякое отношение. Я против гаджетов, если они не имеют отношения к образовательному процессу. К счастью, в нашем лицее классные руководители тщательно следят за тем, чтобы на уроках гаджеты оставались за пределами класса и не мешали обучению. Другое дело, если гаджет - это часть учебного процесса, если он необходим при тестировании, выполнении индивидуального задания или для участия в олимпиаде.
Если же ребёнок почувствовал себя нехорошо или дома какие-то проблемы, он всегда может подойти к классному руководителю, попросить телефон и созвониться с родными.
- Вы 10 лет работаете в школе. Сильно ли за это время изменилось поведение детей?
- Думаю, 10 лет - это не такой большой срок. Но дети, конечно, меняются. Когда в 2014 году я пришла в лицей № 19, они были более спокойными, более организованными. Сейчас другая тенденция - во многих классах дети активно себя проявляют. Плюс в том, что они становятся более раскрепощёнными, уверенными в себе. Однако излишняя активность, особенно в начальных классах, при переходе в среднее звено, мешает учебному процессу, не даёт ребёнку сосредоточиться, мешает быть усидчивым.
Сейчас им тяжелее соблюдать некие рамки общения, субординацию по отношению к учителям и товарищам. Хотя они много знают о своих правах, понятие долга и ответственности за свои поступки в них ещё надо воспитывать. Думаю, во многом поведение детей определяется отношениями в семье, поведением родителей.
Кроме того, современные дети рано взрослеют. К ним уже с раннего детства предъявляется много требований, день расписан по минутам. И не всегда получается оградить их от моря информации, две трети которой не предназначено для детских глаз и ушей. Всё это отражается на их поведении.
Однако какую-то чёткую параллель детских изменений я бы не проводила.
Непонятый Герасим
- Были случаи, когда ученик поставил вас в тупик или вы поставили в тупик учеников?
- В прошлом году на уроке в 7-м классе очень хороший мальчик работал у доски с текстом. Видимо, что-то у него не получалось, и с его уст вдруг слетело бранное слово. Оно было сказано так тихо, что класс, склонившись над тетрадями, ничего не услышал. Но по моему лицу он понял: я его услышала. Несколько минут мы в ступоре смотрели друг на друга. Я понимала, действовать надо быстро - парень был готов сквозь землю провалиться. Сделав вид, что ничего не случилось, я продолжила урок. А после он подошёл ко мне с извинениями. И мы договорились, что такого больше не повторится.
Часто со мной на уроках спорят пятиклашки. Каждый год слышу возмущения по поводу жесткости Герасима к несчастной Муму, более рациональные выходы из ситуации, которые герою почему-то в голову не пришли.
Я не спорю и не перебиваю, обязательно выслушиваю, и радуюсь, что в классе нет равнодушных. А потом стараюсь рассказать им о времени, когда был написан рассказ, о нравах XIX века, о крепостном праве. Я стараюсь сделать так, чтобы они сами с точки зрения времени объяснили поступок героя.
Знаете, такие произведения учат детей милосердию, терпению, умению слушать. Я всегда им говорю: «У медали две стороны. Не судите о человеке только по впечатлению или рассказам других. Постарайтесь понять причины его поступка».
Особый вид искусства
- К сожалению, русский язык и литература - это не самые любимые школьниками предметы. Чтению книг они предпочитают гаджеты. По-вашему, технический прогресс в итоге вытравит из них тягу к чтению?
- Я верю, что этого всё-таки не произойдёт. Без чтения книг жизнь человека нельзя назвать полноценной. Недаром говорят: «Рукописи не горят». Настоящее произведение искусства нетленно, его нельзя запретить или уничтожить. Рано или поздно оно найдёт своего ценителя.
Знаете, я всегда считала, к чему изначально был близок человек, к тому он и тянется. Человеку нужна книга, чтобы погрузиться в самого себя, на сюжетах идеального книжного мира поразмыслить над собственной жизнью.
Сейчас наш мир устроен так, что все мы, от взрослых до детей, предпочитаем короткие тексты. Понадобится время, чтобы наш мозг перестроился и нам захотелось вновь вернуться к хорошим книгам и фильмам.
Уважаемая мною профессор-нейролингвист Татьяна Черниговская как-то спросила аудиторию: «Почему на нас во все времена так действуют книги, музыка, изобразительное искусство? Почему мы плачем над книгами? Почему нас сбивает с ног великий фильм? Это духовное». Без духовной составляющей человек не может быть по-настоящему счастлив.
- Как приучить ребёнка к чтению?
- Нельзя воспитать ребёнка, не воспитав себя. Любовь или нелюбовь к книге идёт из семьи. Перед глазами ребёнка должен быть пример читающих родителей. Если дома родители в телефонах, не стоит ждать иного и от ребёнка. Хотите, чтобы он читал, читайте сами, вместо гаджетов подарите ему хорошую книгу. Причём выберете её вместе в книжном магазине или по интернету.
Я всегда говорю родителям и детям: нам неинтересно то, что мы не понимаем. Хотите приобщить ребёнка к книге, начните с малого. Поинтересуйтесь, что ему читать интересней. Может, это истории о животных и птицах, об устройстве Вселенной, может, о создании картин или даже комиксы.
Кстати, комиксы самым положительным образом влияют на читателей-нехочух: делают чтение простым и увлекательным процессом, обогащают словарный запас, развивают мышление и воображение.
В прошлом году с пятиклассниками мы создавали проекты буккроссинга в школе.
Каково же было моё удивление, когда дети придумали целые комнаты, умные книжные полки, которые сортируют книги по жанрам, делали дизайн кресел, в которых можно с комфортом почитать. То есть дети читают, у них есть свои предпочтения. И эту любовь надо развивать.
Многих интересуют жанры фантастики, фэнтези. Были и те, кто увлекается комиксами. Им я предложила создать свои собственные истории в картинках. И спустя время ребята принесли мне пухлые тома самостоятельно придуманных и нарисованных комиксов. Побывав в роли авторов, они рассказывали, какой это тяжёлый труд, но им стал интересен процесс созидания. А если так, пусть их любовь к книгам начнётся с комиксов. Пройдут путь от простого к сложному.