«Фотография для меня - способ поделиться волшебными мгновениями из жизни природы и человека, которые словами не передашь, но показать во всей красе можно», - рассказал adigea.aif.ru сотрудник медиацентра АГУ, фотохудожник Виктория Сысоева.
Чуждая зависти
Карина Кадиева: - В Майкопе скоро откроется выставка «Фотовзгляд-2022» - одна из самых популярных и любимых горожанами. Чем она цепляет вас как зрителя и насколько ценна как профессионалу?
Виктория Сысоева: - Как зрителю, мне интересен взгляд молодых на мир, найденные ими сюжеты. А как для автора, который участвует в «Фотовзгляде» с 2014 года, мне интересен опыт коллег, интересен выбор жюри, по которому могу судить: есть ли в моих работах прогресс, динамика.
Для меня «Фотовзгляд» не просто конкурс, а отчёт о том, что и насколько удачно сделано мною за год. А ещё это возможность сравнить себя с другими авторами - что сделано лучше, а что хуже.
Именно «Фотовзгляд» когда-то изменил мою жизнь. В 2014-м, когда я только купила фотоаппарат (кстати, не премиум-класса, а средней ценовой категории), то, сделав три фотографии, отправила их на конкурс. И была приятно поражена, когда две из них прошли в финал. Именно тогда я решила, что буду учиться искусству фотографии.
Сначала под руководством Ирины Станиславовны Кирнос прошла обучение в фотошколе, потом по приглашению Аркадия Евгеньевича Кирноса пришла в Майкопский фотоклуб «Лагонаки», где он учил меня тонкостям фотоискусства.
- Глядя на работы коллег, не испытываете чувство зависти?
- Наоборот. Если работы удачные и необычные сюжеты, я всегда это отмечаю и радуюсь за авторов - значит, смогли найти, увидеть, поработать над тем, мимо чего прошли остальные. У каждого фотохудожника своё видение мира, свой почерк, свой взгляд. Двух похожих восприятий не бывает. Это как у дизайнеров одежды - чтобы найти свой неповторимый стиль, нужна насмотренность.
Необходима также и здоровая критика, как во всяком творчестве. В фотоклубе всегда проходит открытое обсуждение работ. И не раз бывало, что фотографии, которые я считала удачными и на которые потратила немало времени, подвергали критике. Но критика-то была справедливая, и обижаться на неё глупо. Наоборот, я всегда беру на вооружение рекомендации профессионалов, чтобы совершенствовать свои навыки.
- Какие фотографии вы представили на конкурс в этот раз?
- Это разножанровые фотографии: портреты, пейзажи, натюрморты. Но главное моё направление - это репортажная съёмка. Потому что будучи сотрудником вузовского медиацентра репортажи снимаю каждый день.
Дзюдо и танцы
- Вы работаете в двух форматах: репортажном и художественном. К какому больше тяготеете?
- Для меня репортажная съёмка тяжелее, а потому интересней. Это особый формат, при котором фотографу необходимо запечатлеть все важные моменты, передать атмосферу события и эмоции его участников, не вмешиваясь при этом в происходящее, оставаясь незамеченным. Тут требуется быстрая реакция и умение через объектив камеры увидеть главное.
Есть у меня фотография этого года «Спортивный танец», сделанная на Международном турнире по дзюдо памяти Якуба Коблева. Чтобы выбрать нужный ракурс, я обегала весь зал: от самой верхней точки, от трибун - и вниз, поближе к татами. И так три часа подряд. Из двух тысяч сделанных снимков отобрала 200. А потом поняла - самая удачная фотография только одна, как раз о «танцах».
В особом ракурсе
- У каждой фотографии есть своя история. Какую помните до сих пор?
- Интересная история у фотографии, снятой в скейтпарке Майкопа. Она взяла много призов. В фотоклубе у каждого из нас есть годовой план съёмок. Одно из заданий было связано с движением. Я решила поснимать у скейтпарка, куда приходила раз семь и всё безрезультатно. Но как-то раз звёзды всё-таки сошлись: был хороший свет, от взмывшего в небо скейтбордиста на землю легла интересная тень. Именно этот момент я и засняла, стоя на беговой дорожке над парком.
Благодаря поискам хороших кадров я полюбила походы в горы и путешествия по стране. В 2021 году в рамках Всероссийского форума «Россия - наш дом» в Иркутске проходил фотопленэр «Байкал для каждого», в котором приняли участие 40 фотографов, 5 видеографов и 5 журналистов из 40 регионов страны. Я была единственным представителем юга России. Мы прошли и проехали с фотоаппаратами по Большой байкальской тропе до посёлка Большие Коты. Причём непосредственно на фотосъёмку знаковых мест у каждого было не больше 15 минут.
Самым желанным объектом съёмки для всех нас был колоритный мыс Дракона.
Но к мысу, закованному во льды, мы приехали только к вечеру. Мороз - 30 градусов, идёт не просто снегопад, а настоящая метель, а мы все вместе руками расчищаем красивейший лёд Байкала от наметённого снега. Так общими усилиями мы и подготовили для съёмки ледовые пейзажи Байкала.
- Когда-нибудь приходилось рисковать во время съёмок?
- Не рисковать, а скорее переживать экстремальные ощущения - да. Несколько лет назад, в Год спорта, для создания вузовского календаря я снимала Дворец спорта Якуба Коблева. Был холодный январский вечер и 20-метровая высота, на которую меня подняла мехрука строительного крана (недалеко от АГУ шло строительство). На мехруке я прождала час, пока красиво ляжет свет, колоритно проедут внизу машины и специально для фото включат подсветку и лампы дворца.
Мыльница против фулфрейма
- С появлением «цифры» большинство майкопчан переквалифицировались в фотографов. Люди почему-то уверены, что с хорошей камерой их снимки не уступают профессиональным. За искусство не обидно?
- Бывает. Да, современные камеры делают съёмку чрезвычайно лёгкой. Купил человек камеру, нажал кнопочку, и у него что-то получилось. Вроде, без особого труда. Из-за этой лёгкости рождается заблуждение, что фотографии учиться не надо.
Но фотография, как вы правильно заметили, - это искусство. Чтобы им овладеть, необходимо постоянно учиться, искать. Знать не только особенности фотокамеры и технику съёмки, но и понимать, что такое правильный ракурс, свет, композиция, разбираться в приёмах и особенностях художественной фотографии и так далее. Это всё очень сложно.
К примеру, мне знаний, полученных на декоративно-прикладном отделении колледжа искусств, для фотографии оказалось мало. Но когда я пришла в клуб, начала ездить на пленэры, учиться у более опытных коллег, изменились в первую очередь мои взгляды, ощущения и только потом - фотографии. Но даже сейчас, после стольких лет учёбы и побед на конкурсах, я не считаю себя профессионалом.
И поверьте, владение крутой камерой - ещё не гарантия профессионализма.
Кроме того, я просто убеждена, хороший фотограф даже из мыльницы выжмет крутой снимок. А «нажиматель кнопок» даже топовым фулфреймом наснимает то же, что снимал бы на мыльницу.
Хотя по большому счёту зрителю неинтересно, какой камерой ты снимал - дорогой или дешёвой, ему интересен твой особый взгляд на мир, твои эмоции, переданные снимком. Фотография должна быть живая, говорящая!
Нежданная победа
- Были случаи, когда победу приносила фотография, от которой успеха вы не ждали?
- Несколько лет назад Международный медиафорум молодых журналистов «Диалог культур» в Санкт-Петербурге завершался фотовыставкой «Я здесь живу», в которой участвовало 250 авторов из 11 стран. Для экспозиции, развернувшейся в Эрмитаже, я подготовила несколько фотографий. Одна из них - улыбающаяся бабушка, идущая с букетом цветов в колонне «Бессмертного полка». Больших надежд я на неё не возлагала - отправила за компанию с остальными. Но именно эту фотографию организаторы посчитали лучшей и включили в итоговую экспозицию Эрмитажа.
- Искусство продаётся хорошо?
У меня особого опыта нет. Как приглашённый фотограф работаю. Но это отдельная строка. А художественные свои работы дарить - дарю, продавать ещё не приходилось.