Примерное время чтения: 8 минут
588

В гармонии. Байзет Беданоков - о моде на дзюдо и достоинстве человека

«АиФ-Адыгея» № 38 22/09/2021

«У меня всю жизнь была мечта: иметь свой зал, где я мог бы спокойно работать. В школе дзюдо я эту возможность получил. Мы работаем в лучших традициях Якуба Коблева: рано утром приходим, поздно вечером уходим», - рассказал заслуженный тренер России Байзет Беданоков.

Новые герои

- В Адыгее впервые проводится чемпионат России по дзюдо среди взрослых. Что он даёт республике? Выступают ли на нём ваши воспитанники?

- Если говорить об отдаче, Майкоп, благодаря Якубу Коблеву, это всемирно известный, ещё со времён СССР, центр дзюдо. И в рекламе он не нуждается. Но время меняется, меняются взгляды на дзюдо, в наш вид спорта приходят новые герои.

И ещё раз заявить о себе очень важно. Особенно для тех ребят, кто выбрал для себя спорт высших достижений. А таких сегодня немного.

Тут должно совпасть несколько факторов: надо быть и фанатом дзюдо, и иметь поддержку родителей, и быть готовым посвятить спорту лучшие годы жизни. Сейчас, к сожалению, не все ребята на это готовы. В Адыгее много талантлфивых и способных ребят, которые делают успехи, даже завоёвывают титул мастера спорта. Но потом жизнь складывается так, что надо выбирать: короткий, но яркий век в спорте или стабильная профессия, которая поможет обеспечить семью. И часто под влиянием родителей дети из спорта уходят. Но я ни в коем случае не виню родителей.

Мы тоже через это прошли. Лично я из многодетной семьи. И по тем результатам, которые показывал уже со школы, к 22-23 годам, после армии, мог позволить себе купить квартиру или автомобиль. Во всяком случае, не сидеть на шее у родителей. Но я должен был поддерживать родных, помогать семье финансово. Поэтому со спортом я расстался (как оказалось, лишь на некоторое время) и получил «кормящую» профессию технолога. Но мне повезло: в конце концов я вернулся к любимому делу, но уже в качестве тренера.

Да, мне тяжело расставаться с ребятами. Но как тренер и как человек я не имею морального права уверять родителей: «Отдайте мне ребёнка, и я сделаю из него олимпийского чемпиона». Это ж не деталь, которую надо выточить. Это живые люди, на судьбы которых влияет масса факторов.

Кроме того, сейчас в дзюдо огромная конкуренция, и чтобы выделиться из общего числа талантливых сверстников, надо больше заниматься, выкладываться по полной, не щадя себя. На такие жертвы не все готовы.

И лично для меня странно в этом случае звучит слово «госзаказ», посылаемое тренерам из высоких кабинетов. Я не понимаю, как можно школе высших достижений заказывать число кандидатов и мастеров спорта.

Вслед за гением

- В начале 70-х годов мир впервые заговорил о Майкопской школе дзюдо. А в лихие 90-е ваш брат Рамазан Беданоков и вы взялись за её возрождение. Как считаете, удалось?

- Я бы сказал, что в начале 70-х мир не просто заговорил о нашей школе, Майкопская школа дзюдо прогремела на весь мир. К нам на соревнования приезжали лучшие японские дзюдоисты, об удивительной технике наших спортсменов снимали фильмы, а видео поединков Владимира Невзорова хранятся в университете Токай.

Но говорить о возрождении в 90-х я бы не стал. Наши дзюдоисты показывали результаты всегда. Просто тогда было не до них - люди выживали. Многие талантливые спортсмены и тренеры оставили спорт и занялись бизнесом.

Нужно было не возрождать школу дзюдо, а понемногу восстанавливать. И делали мы это не вдвоём. Это была целая команда единомышленников: Салим Басто, Арамбий Емиж, Хазрет Куваев, Бислан Непсо, Вячеслав Бегидов, Сагид и Шамсет Меретуковы. Благодаря им, брату, сыну Зауру, который тогда и пришёл в дзюдо, я тоже вернулся к профессии тренера.

Хотя сегодня я бы не сказал, что Майкопская школа дзюдо достигла того уровня, какой у неё был при Коблеве. Но популярность дзюдо в Адыгее растёт. У нас в школе занимается более 500 детей, есть сплочённая команда тренеров, идеальные условия для работы. Проблема в том, чтобы этих детей профессионально довести, удержать в спорте. Думаю, у нас было бы больше спортивных побед,
если б государство поддерживало материально, стимулировало их победы. Правительство Адыгеи больше трёх лет подряд премирует победителей и призёров турниров уровня чемпионата России и выше. Это важно ещё и потому, что у нас профессионально спортом занимаются в основном не городские ребята, а сельские, которым приходится квартиру в городе снимать, семье помогать и так далее.

- Изменились ли методы тренировок дзюдоистов со времён Якуба Коблева, имевшего титул «Лучший тренер XX века»?

- Правила в дзюдо меняются так быстро, что мы порой за ними не поспеваем.

Но Коблев, как тренер, как организатор, был гением, а время над гениями не властно. Дзюдо Северного Кавказа началось с Коблева. Его методика подготовки спортсменов и сегодня остаётся одной из лучших.

В советское время в каждом районе Краснодарского края Коблев создал филиалы своей школы. В его Институт физической культуры и дзюдо конкурс был огромный.

Часто чиновники начинают сравнивать дзюдо того времени и наших дней, но, на мой взгляд, это некорректно. В Советском Союзе школ дзюдо было в разы меньше: славились грузинская школа, школы Курска, Челябинска, Майкопа.

А сейчас в каждом регионе страны есть своя школа дзюдо и свои чемпионы. Хотя представителей Кавказа от всех регионов всё-таки большинство.

Сегодня в мировом дзюдо очень выросла конкуренция. На татами выходят спортсмены не просто равного веса - равных возможностей и блестящей школы.

Люди не робкого десятка

- Тренер по дзюдо президента России Анатолий Рахлин сказал: «Чтобы побеждать, нужно развивать характер». Насколько это утверждение верно для вас?

- На все сто. Конечно, любой тренер мечтает, чтоб его воспитанник стал олимпийским чемпионом. Но тут стремление и силы тренера и спортсмена должны совпасть. Если спорт­смен не изменит себя ради этой большой цели, толку не будет. А значит, моя главная задача - не пичкать его приёмами борьбы, а воспитать из него порядочного и сильного человека. Принцип гармонии заложил в дзюдо его основатель Дзигоро Кано.

Вседозволенность, низость и хамство в дзюдо вообще недопустимы. Внешне ты должен быть спокоен, чист, опрятен. Но внутри у тебя должно всё гореть, словно раскалённый металл в сердце. И когда на турнире ты защищаешь честь республики, страны, надо проявить все свои сильные качества. А когда уходишь с татами, вежливо, сохраняя спокойствие, пожми руку сопернику. Для этого надо не только мышцы, но и силу воли, характер тренировать.

У моего сына Заура Беданокова на Сурдлимпиаде-2013 был случай: арбитр по какой-то причине не заметил болевой приём, который провёл Заур, хотя его соперник несколько раз ударил ладонью по татами. А отпустить противника - значит, проиграть. Ситуация разрешилась через несколько минут. Но, поднявшись, соперник больно толкнул Заура ногой, на что тот отвечать не стал. Как и положено, пожал руку и спокойно ушёл с татами победителем.

- Не обидно, что две Олимпиады подряд на турнирах по дзюдо в сборной России нет ни одного спортсмена, представляющего Адыгею?

- Олимпиада - не конвейер, а её чемпионы - вообще товар штучный. Я считаю, что школа дзюдо имени Коблева делает всё возможное, чтобы воспитать спортсменов, которыми бы гордилась Адыгея.

На чемпионате России респуб­лику представляет 31 дзюдоист, среди которых команда девушек, которую мы с Саидой Меремовой активно тренируем. Ребята серьёзно настроены на борьбу, поскольку победители попадают в сборную России и будут участвовать в Кубках Европы и мира.

Мои ребята и сегодня показывают неплохие результаты. В этом году Заур Беданоков и Инна Кибиткина выиграли чемпионат России по самбо среди слабослышащих. На чемпионате России по дзюдо, который определял состав Национальной сборной на Сурдлимпиаде-2022, Заур вновь стал первым, а Инна заняла 3-е место. Сейчас Заур готовится к чемпионату мира среди слабослышащих, который пройдёт во Франции.

Но я горжусь не только спорт­сменами. Горжусь тем, что мои воспитанники выбирают достойный путь в жизни. Мне звонят ребята, которые, оставив спорт, сейчас учатся в вузах Москвы, Краснодара и Питера. Недавно проводил в Ростовский медуниверситет одну из талантливых учениц. Пока училась, разрывалась между школой, дополнительными занятиями, тренировками и соревнованиями. В дзюдо у неё был большой потенциал. Но она с девятого класса мечтала о профессии хирурга. Да я только рад, что у столь юного создания есть конкретная цель, к которой она упорно идёт. Значит, я, как тренер, воспитал правильного человека.

Байзет Беданоков.

Родился в 1958 г. в а. Шовгеновский. В 1980 г. окончил факультет физвоспитания АГПИ. В 1987 г. - Одесский технологический институт. Самбо и дзюдо занимался с 1973 г.
В 1976 г. - чемпион СССР по самбо среди юношей. Мастер спорта СССР. Тренер спортивной школы олимпийского резерва по дзюдо
им. Я. Коблева.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах