Лучшие кузнецы Адыгеи приняли участие в фестивале «Кузнечное дело Кубани»

   
   

За историей - в горы

На подворье Михаила Скворцова, под открытым небом разместились горны, и кузнецы из Краснодарского края, Адыгеи начали работу. На глазах у зрителей они ковали гвозди, скобы и другую утварь. Возможность попробовать себя в роли подмастерья была предоставлена любому желающему. Кроме женщин. По словам молотобойцев, женщинам в кузню вход воспрещен. Творить кузнец может только в одиночестве, без постоянных женских расспросов. Кузнецы ловко орудовали пятикилограммовыми молотками, выковывая гвозди, настенные панно, подсвечники и просто сувениры на память.

Фестиваль кузнечного ремесла собрал более 20 участников и больше 300 зрителей. А пока укротители металла заставляли неподатливый материал принимать изысканные формы, публика наблюдала за магией рук человеческих, превращавших неподатливый металл в диковинную жар-птицу, змея, каменный цветок. Для обывателя это показательное выступление, казалось бы, канувшего в Лету ремесла, а для представителей столь редкой профессии - попытка привлечь внимание клиентов. В фаворе - ручная работа!

Наковальня тебя побери!

А на фестивале кипела работа. Пока кузнецы отбивали мелодии наковальни, Михаил Скворцов водил по своему архитектурно-этнографическому музею- мастерской детскую экскурсию. Особенно гордится Михаил Иванович кузней времен 1840-х годов. Без электричества и моторов. С мехами 1903 года кузнеца из Майкопа Николая Сапельникова, точильный станок, целая коллекция молотков второй половины XIX века.

- Кузнец в ауле и станице был незаменимым человеком. За мастерство ему выдавали пай земли, крестьяне сами эту землю обрабатывали, собирали урожай для кузнеца. А тот не ленился и делал для них лемеха, бороны, подковы - коням, гвозди. Все, что было нужно станичникам, - рассказал Михаил Иванович. Традиция кузнечного дела сохранена на Кавказе до сих пор. Если умирал в ауле кузнец, то его наковальню с плачем выносили во двор, делали для нее специальную загородку с крышкой. Обряд передачи наковальни новому кузнецу - один из важных в традициях русского казачества и горцев, он жив и сегодня. Музейные «раритеты» - восстановленная по чертежам походная кузня Нижегородского кузнечного полка, наковальня кавалерийского кузнеца Рябушенко из ст.Царской. Сегодня ему 94 года, свою наковальню он торжественно передал в дар музею Скворцовых. В музее хранится старинная икона покровителей кузнецов - Косьмы и Домиана, на ней надпись: «Сия икона сооружена кузнецами ст. Васюринской и передана в дар храму». А дальше - фамилии кузнецов. Такие иконы до сих пор хранятся в Майкопе, Белореченске, Лабинске. Все экспонаты музея в рабочем состоянии: если стоит прялка - можно прясть, если горн - разжигай и работай!

Наследники по прямой

Летопись музея-мастерской Скворцова хранит историю династий первопоселенца Егора Жилина, родоначальника кузнечного рода, в котором 11 поколений мужчин были известными в Майкопе мастерами, историю 9 поколений майкопских кузнецов Гапошиных. В музее много фотографий. Особое местов экспозиции занимают снимки рода Скворцовых. Прадед потомственного кузнеца Михаила Скворцова входил в «десятку» казаков, которые охраняли последнего императора Николая II. - Экспонаты нашего музея - результат этнографических экспедиций по всей Кубани. Есть кузнечные молоточки, возраст которых 2 тыс. лет до н.э., есть личное клеймо кузнеца Гапошина 1890 года.

В музее хранятся очажные цепи адыгов, осетин, казаков, датируемые XI веком, с личными клеймами мастеров. Эти вещи бесценны. Домашнее задание участникам фестиваля - привезти очажную цепь и треногу, осталось сделать украшение для дизайна дома. Это зависит от воображения, - рассказал Михаил Иванович.

   
   

Мы кузнецы, и труд наш дорог!

Иван Харламов из пос. Тульский увлекся кузнечным делом в 5-летнем возрасте. Самое сложное - вдохнуть душу в кусок металла, передать настроение. На фестивале харламовский дракон - восточный символ счастья - вызвал бурю аплодисментов. Гордость кузнеца - легкая казачья пушка времен Кавказской войны XIX века и карета Золушки, которая стоит перед администрацией г.Горячий Ключ. Рядом трудится молодой Сергей Минаков, который умеет работать не только со сварочным аппаратом, но уже 6 лет - с молотом. - Казак - и пахарь, и воин. А в кузне огонь очищает от суетной жизни. Но мечтаю довести до ума линейную казачью тачанку, к ней по всем правилам - пулемет «Максим». За Анками-пулеметчицами и Петьками дело не станет! - улыбается Харламов. А вот у Петра Широкова из ст. Ханской из шестерых детей - двое сыновей помогают отцу не только выполнить заказ, заработать. Нравится ребятам работа в кузне. В прошлом году средний сын Широкова стал дипломантом фестиваля.

В этом году свои силы на фестивале пробует младший сын Петра Даниил. В свои 10 лет он отлично делает гвозди и скобы. А мечтает стать хорошим кузнецом. На фестиваль Семья Широковых привезла метровую черепаху, жар-птицу их листового железа и каталог уже готовых работ. Среди них - экипировка средневекового рыцаря XI века. Это при том, что Петр - кузнец-самоучка. Но на заказ делает все: от изгороди a la Peterburg до легкой пушки XIX века без единого гвоздя и болта, которую казаки разбирали и навьючивали на коня. Кузнец Владимир Черный из ст. Ленинградской - профессионал в области интерьера посещений. За коваными кроватями, подставками, панно, вазами, подсвечниками, каминным дизайном - это к нему. - Кузнечное дело у нас в крови. Мы занимаемся им, будут и наши дети. Как бороться с мечтой и фантазией. Я в уме сразу вижу предмет. Но люблю работать в стиле модерн. За 13 лет могу сказать: горжусь двумя детьми. 11-летний сын выковал себе подсвечник, любит работать со мной в кузне. В наш жесткий век кузнечное дело - не только заработок, но и отдых для души. Не буду спорить с теми, кто называл кузнецов колдунами. Когда под твоими руками рождается нечто живое, красивое - доля волшебства в этом есть.

За молот тоже берутся по правилам. А правил таких много. Перед тем, как войти в кузню, мастер одевает все чистое, да и недобрые мысли противопоказаны кузнечному делу. Прежде чем разжечь огонь, кузнецы прибирают в кузне. Перед и после работы кузнецы трижды ударяют молотом о наковальню. Чтобы успех не покинул мастеров, а цепь с каждым днем нарастала.

Красоту сплетали под бомбежками

О них, беженцах из Афганистана, в свое время говорили и писали много. Семья Ольги Шведенко и Муаммера Эрдогду, приехавшего из Турции в Советский Союз за невестой, которую увидел во сне, вправду примечательна. Чудом выбравшись из опаленного Афганистана с пятью детьми на руках, они приехали в Россию. Дочь Даша знает 5 языков. Чтобы как-то прожить, она, сама еще девочка, обучала английскому детей в Афганистане. Там же, чтобы не бояться постоянных бомбежек, приучилась сплетать крючком бисерное кружево.

С тех пор так и повелось: лучшие украшения Ольги - от дочери. Сегодня Даша - студентка I курса Апшеронского филиала Адыгейского госуниверситета. Но любовь к украшениям из бисера осталась, - рассказала Ольга Шведенко. На фестивале кузнечного дела Дашин дебют в качестве мастерицы можно было считать удачным - колье, серьги и браслеты раскупались взыскательными любительницами этностиля.

Де Тревили земли русской

Фестиваль кузнечного мастерства украсило выступление участников Краснодарского клуба исторического фехтования «Святослав». Ребята занимаются реконструкцией фехтовальных техник со времен древнего мира до конца 19 века на соответствующем историческом оружии. Особое внимание уделяется эволюции фехтовального искусства славянских народов. Умение владеть шпагой, саблей, палицей, точными копиями мечей древних русичей и варягов приходит с годами. - В работе над реконструкцией поединков мы используем книги по технике проведения дуэлей, написанные известными бретерами Европы. Это труд мастера Ганса Лихтенауэра, датированный 1388 годом и известной «Фехтовальной книге» Ганса Талгоффера 1443 года.

Фехтованием увлекаются не только ребята, но и девушки. И еще вопрос: кто бывает сильнее в поединках, - улыбается Артем Янгляев, отчаянный дуэлянт, а в «мирной» жизни - работник Краснодарского аэропорта. Приветствие, короткая двухминутная дуэль на саблях, самом распространенном виде оружия в XVII веке. А затем поверженный «противник» и победитель мирно удалились под восторженные аплодисменты публики. В это время чуть ниже, в долине, казаки разбили «военный» лагерь со смотровой башней, палатками, пищей, приготовленной на костре. Соревновались в стрельбе из лука, арбалетов, в умении владеть шашкой. А как без казачьих военных песен? И мечты вернуться в Мезмай на будущий год...

Смотрите также: