aif.ru counter
1911

Культ природы: адыги хоронили людей на деревьях

Сюжет Культура

На жизнь древних народов большое влияние оказывали религия и верования. Адыгов на протяжении всей жизни сопровождали языческие обряды.

У народа существовал пантеон языческих божеств, и каждый адыг верил в существование духов и богов – вся природа была наполнена своего рода разумом, которому необходимо было оказать уважение с помощью определенных магических действий и ритуалов.

Про деревья

Во многих частях света существовал друидизм – одушевление природы, деревьев, леса.

– Отношение адыгов к растительному миру с древнейших времён было очень трепетным, потому что в соответствии с мировоззрением народа в природе всё было живым – и деревья, и травы. В адыгском фольклоре даже камни были одушевлены. Деревья адыги разделяли по сортам – на те, которые приносили счастье, удачу и достаток, и на несчастливые. Самыми благополучными считались фруктовые деревья, деревья твердой породы, а деревом, приносящим наибольшее счастье, был фундук. И до сих пор адыги, как правило, дарят молодожёнам изделия из фундука как символы благополучия и достатка молодой семьи, – рассказывает археолог Аслан ТОВ.

Например, детская люлька состояла из семи пород дерева, самой важной из которых был боярышник. Его также использовали в празднике нового года, когда украшали свечками дерево с семью ветками. Таким образом, боярышник был символом нового года, как в современном мире ёлка.

Злыми и приносящими неудачу были деревья мягкой породы – например, осина, верба или ива. Их редко сажали в подворьях и не использовали в строительстве.

Деревянный культ

В книге «Золотая ветвь» всемирно известный английский этнолог Джеймс Д. Фрэзэр описал один из культов адыгов. Он пишет, что у адыгов покровителем скота было грушёвое дерево. Они срезали в лесу молодую грушу, очищали её от ветвей и приносили домой, где поклонялись ей как божеству.

В день осеннего праздника дерево в сопровождении музыки и восклицаний людей вносили в дом. При этом его поздравляли с благополучным прибытием. Затем дерево украшали свечками, а к вершине прикрепляли головку сыра. После празднеств груше желали доброй ночи и выносили её во двор, где она находилась весь остаток года.

Отношение адыгов к деревьям как к живым существам прослеживается ещё в одном обряде. Он, скорее всего, проводился для получения лучшего урожая.

– Весной дедушка с бабушкой выходили в сад. Дед брал с собой топор и обухом ударял каждое дерево, приговаривая: «Это уже ненужное и непригодное дерево, оно не плодоносит». Тем временем бабушка его уговаривала: «Не вырубай его, может оно будет ещё плодоносить и расти в этом году». Так, они обходили сад и пугали все деревья, – говорит Аслан ТОВ.

Воздушное погребение

Кроме одушевления деревьев, у адыгов и абхазов существовал обряд «воздушного погребения». Научный сотрудник Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований Бэлла ХОТКО рассказывает, что адыги хоронили убитых молнией в гробах, подвешиваемых на высоком дереве. Обряд был связан с культом бога молнии. В течение трёх дней после похорон люди ели мясо жертвенных животных, пели и танцевали. Ритуал повторяли каждый год, пока труп не истлевал.

Ещё одним интересным обычаем, о котором пишет учёный, был обряд, при котором покойника клали в выдолбленную в дубовом бревне колоду и проделывали в нём отверстие. Гроб подвешивали на большом дереве, и через определённое время проверяли, не появился ли в нём пчелиный мёд. Если мёд обнаруживался, то считалось, что душа умершего попала в рай. При отсутствии мёда – забивали домашний скот и раздавали мясо гостям. Жертвоприношение должно было успокоить душу покойника.

Исследователь считает, что смыслом ритуалов была передача души и тела усопшего дереву. Народ считал его своим прародителем, от которого произошли все люди, и к которому после смерти возвращается душа. Элементы культуры воздушного погребения просуществовали у адыгов до середины XIX века.

Кстати, подобные обряды известны во всем мире. Например, воздушное погребение существовало у меланезийцев, когда они хоронили тело в лодке, укреплённой на дереве. Известно, что в Китае, Индонезии и на Филиппинах гробы иногда прибивали к скалам. В этих странах горы считались лестницей между земным и небесным мирами.

Вселенское древо

В современном мире образ мирового древа, с аккумулированным знанием всего народа и его предков стал одной из интересных идей, направляющих развитие человечества в русле более интеллектуального и гуманного обращения с природой. Одним из последних примеров использования образа мирового древа является голливудский фильм «Аватар». В нём режиссёр Джеймс Кэмерон объясняет концепцию своего произведения именно мыслью о необходимости особой культуры в отношении природы.

Интересно, что адыги представляли себе вселенную, разделенную на три части, которые соединялись мировым деревом. Корни были подземным миром, в котором обитали негативные энергии, ствол или середина – место обитания людей и нартов, а на самом верху в ветвях был небесный мир, в котором жили боги.

Смотрите также:

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых