Когда в Пятигорске снимали фильм «Герой нашего времени» с Игорем Петренко, её, тёзку главной героини одной из повестей, приглашали пробоваться на роль Бэлы. Погружение в мир лермонтовской прозы было практически полное. Образ, созданный поэтом, она волей–неволей воплотила в жизнь.
– Дело не в конкурсе – я такая, какая есть. И после победы на I Международном конкурсе «Черкешенка» мои привычки не меняются. Тут не в короне дело, – считает победительница Международного конкурса «Черкешенка» Бэлла КУКАН.
В героини романа
Аргументы и Факты – Адыгея: – Как думаете, почему победу присудили именно вам?
Бэлла Кукан: – Это лучше спросить у жюри. Меня с детства окружал дух адыгской национальной культуры. Я из актёрской семьи, росла за кулисами, знаю почти весь репертуар Национального театра Адыгеи. А мама, занимаясь литературой, прививала нам, детям, любовь к родному слову, ответственность перед ним. На меня, как и на всех черкешенок мира, большое влияние оказывают героини произведении великого Тембота Керашева. Ещё студенткой Адыгейского госуниверситета я участвовала в показе коллекции Сусанны Макеровой «Черкешенка», которая на Международном конкурсе высокой моды этнического костюма «Этно–Эрато» в Москве завоевала «Гран–При». А нынешний конкурс «Черкешенка» принёс мне много новых эмоций. Но сказать, что он кардинально изменил мою жизнь, я не могу. В момент победы слишком много мыслей в голове не бывает – была радость победительницы, а мысли пришли потом.
– А где вы будете хранить уникальную корону, выполненную ювелиром Асей Еутых?
– Перед первой короной черкесской женщины я испытала настоящий трепет и большую ответственность. Сейчас первая адыгская корона работы Аси Еутых хранится в Национальном музее Адыгеи, до следующего конкурса. Вообще я бы не хотела делать особый акцент на победе. Да, я получила право два года представлять черкесских женщин во всём мире. Но с каждым часом всё больше ощущаю, что этот пьедестал не для личных амбиций. Звание «Черкешенки» сколь почётно, столь и ответственно. А вот такие конкурсы должны стать обязательными и ежегодными. Благодаря прошедшему, многие девушки всерьёз взялись за изучение традиций и обычаев адыгов, занялись составление генеалогического древа. Конкурс «Черкешенка» – это дань уважения черкешенкам всего мира, дань уважения неповторимому, мудрому и амбициозному образу женщины Кавказа.
Сегодня, кстати, остро стоит вопрос о самоидентичности черкешенки в современном мире. Поэтому к конкурсу проявили интерес не только россиянки, но и представительницы адыгской диаспоры за рубежом.
Исследуем быт
– Конкурс стал для участниц не просто гимном красоты, но и большой исследовательской работой. Сделали ли вы для себя какие–то открытия в процессе подготовки?
– К любому конкурсу и выходу в свет каждый человек должен готовиться, думать о впечатлении которое он произведёт. Все это основывается на воспитании, за час или неделю не подготовишься к таким серьёзным испытаниям. Все участницы продемонстрировали эту основу. Я очень рада, что рядом со мной были красивые адыгские девушки и каждая, конечно же, достойна короны. Что же касается меня, то я знаю и секреты национальной адыгской кухни, и генеалогическое древо семьи, и этикет, которому должна следовать любая женщина. А как же? Такому в адыгских семьях обучают с детства. Как можно не знать, откуда пошёл твой род, как танцевать старинные танцы адыгов, как можно не владеть приготовлением старинных адыгских блюд? Правда, некоторые действительно узнали больше о своей семье, об адыгских традициях, именно благодаря этому конкурсу. Я же до занятий балетной хореографией долгое время танцевала в ансамбле «Зори Майкопа», где мы самым серьёзным образом изучали старинные адыгские танцы. Мама учила меня готовить, папа – постигать правила адыгского этикета. Поэтому мне было легко: для меня всё это – будни.
– Есть ли в вашем роду женщина, на которую вы хотите быть похожей?
– Я и мои братья гордимся своей семьёй. Я бы хотела быть достойной дочерью своих родителей, бабушек и дедов. Мой дед – участник Финской и Великой Отечественной войн, у 92–летней бабушки вся грудь – в орденах. Недавно дедушке Ахмеду Хунагову вручили высшую награду республики «Слава Адыгеи». Они вошли в историю адыгов. Теперь вошла и историю адыгов и я. Поэтому хочу быть достойной дочерью и внучкой.
– Вы дочь известных родителей. Мать – писательница, отец – народный артист России. Не мешала отцовская фамилия и известность?
– Отцовская фамилия и слава – это большая ответственность. Весь черкесский мир знает отца. И я слежу за собой вдвойне – не хочу, чтобы из–за моего неосторожного слова или действия потом указывали пальцем на отца и маму. С детства это уже вошло в привычку, которая лично мне не доставляет неудобств. Как говорят, фамилия обязывает.
Стандарт столетий
– Вы несколько лет живёте в Москве. Легко ли сегодня живётся девушке с Кавказа в шумном мегаполисе?
– Черкешенка приобрела такую популярность с мире, исключительно благодаря генетической жизнестойкости адыгов, знанию природы и этикету. Мудрую черкешенку не сломили войны, голод и разруха. Она продолжала вести своих детей в будущее, воспитывая в них преданность своим корням и истокам. Я преклоняюсь перед её образом. И понимаю: где бы я ни была – в Москве или за рубежом – мне будет легко. Не бывает плохих национальностей, бывают плохие люди. Что бы там ни говорили, но Москва доброжелательна к приезжим. Всё зависит от внутренней культуры человека.
– Каждое столетие имеет свои стандарты красоты. У адыгов стандарт не меняется на протяжении веков. Почему?
– Я считаю, что некрасивых людей природа не рождает. Она настолько богата, что каждый красив по–своему. Меняется то, что выгодно с коммерческой точки зрения. Те стереотипы, которые продвигают торговлю. Но черкесской женщины это не коснулось. Параметры черкешенки остаются не только грациозными и изящными. Это ещё и гордость, скромность, открытость, трудолюбие. Это то, что неподвластно времени.