Кандидат филологических наук, она себя считает непрофессионалом в мире моды. Но именно её коллекция одежды “Музыка гор» получила Гран-при на Международном конкурсе высокой моды этнического костюма «Этно-Эрато» в Москве. А также специальный приз «За профессионализм». 5 апреля она была членом жюри республиканского конкурса молодых дизайнеров «Молодежный подиум».
- В столичной толчее южанки отличаются хорошо продуманным костюмом и изысканными аксессуарами. Одеваются в то, что притягивает взор. Не боятся выделиться, - рассказала в интервью «АиФ-Адыгея» зав-кафедрой английской филологии Адыгейского госуниверситета, талантливый модельер Сусанна МАКЕРОВА.
Этнос - вне моды
- Чем берёт столицу адыгский костюм?
- Хорошим вкусом! Анализируя стиль разных городов и разных стран, я прихожу к выводу: этника - это всегда оригинальность, это всегда изюминка. То, на чём можно сыграть. «Этнос - вне моды!».
Всегда интересен колорит. Кавказ - наиболее красочный, яркий и многообразный регион. Люди здесь живут темпераментные, эмоциональные. Это отражается в танцах, песнях и костюмах. Недаром, если сравнивать с Европой, то нам по стилистике ближе страстное испанское фламенко! Просто невозможно усидеть на месте, когда слышишь ритм кавказских барабанов! В адыгском костюме сочетается несочетаемое - при тонком мужском силуэте воин не производит впечатление изнеженного человека. Наоборот! Мужественный, воинственный, рядом с кроткой, мягкой женщиной, он завораживает красотой. Это говорит о вкусе народа. Недавно на семинаре международного Fashion-аналитика, академика Национальной академии индустрии моды, эксперта передачи «Модный приговор» Александра Хилькевича поднимался вопрос об использовании этнических мотивов в современном костюме. Нужно отметить, что Хилькевич, будучи человеком достаточно категоричным, высоко оценил богатство и самобытность адыгского национального костюма, элементы которого я позаимствовала и попыталась адаптировать в своей коллекции.
Однако возвести национальное в ранг престижного мирового бренда удается немногим. Автор многих этнических коллекций Татьяна Васильева сказала мне: «Если удастся сделать национальное модным, это будет победа!».
Другим путём
- Но сегодня мы стараемся не отставать от Европы...
- Зря! Да и зачем? Европейская мода давно уже шагает семимильными шагами, оставляя нас далеко позади. По развитию модных тенденций они давно нас обогнали на десятки лет. Угнаться за Европой невозможно! Нам стоит культивировать идеи, связанные именно с национальным костюмом. Такое этническое богатство Европе и не снилось! Вячеслав Михайлович Зайцев рассказывал, что работа только над русской рубахой подарила ему 3 разные коллекции, совершенно не похожие друг на друга. Моя коллекция «Черкешенка» - это работа с черкеской, которая предстает как элемент женской одежды. Сочетание красного атласа, широкого драпированного пояса, маленькой кабардинской шапочки-броши и длинных перчаток рождает сплав Востока и Запада. А «Музыка гор» - интерпретация на тему традиционной бурки, которая может украсить и хрупкие женские плечи.
- Легко сегодня быть дизайнером и делать из этого бизнес в небольшой республике?
- Думаю, надо разграничить моду как творчество и моду как бизнес. Конечно, каждый хотел бы сделать из творчества бизнес, но это сложная задача. Хотя модой сейчас в России активно интересуются и моду пытаются делать, это первые трудные шаги после многолетнего застоя.
В развитии моды мы остановились в годах 70-х, на выпуске глянцевых журналов для избранных. Потом развалилось и это. Сейчас изыск можно найти в небольших домах моды, ателье. Но как о прибыльном бизнесе о ней говорить рано. Кстати, может, мы поэтому подстраиваемся под Запад - у них есть дома моды со своей историей, со своим «лицом».
Наверное, после того, как рухнул железный занавес, наша мода началась с чистого листа. И по инерции мы восхищаемся и подражаем всему западному, хорошего и плохого качества. Я повторюсь: не стоит постоянно оглядываться на Запад - у нас свой путь развития, своя индивидуальность. Ведь одно время открывались в Париже модные русские ателье, которые даже у французов были вне конкуренции. И черкеска в Париже - законодателе мод - была модным трендом. Как знать, может, наша кавказская индивидуальность снова преподнесёт нам сюрприз!
Когда я увлеклась дизайном одежды, то меня успокоил тот же Александр Хилькевич, просмотрев мои эскизы: «Не каждый талантливый дизайнер хорошо рисует и шьёт. Модельеру и не обязательно рисовать и шить. Самое главное сегодня - культивировать идею». Хотя до сих пор профессиональным художником-дизайнером себя не считаю. Но мне близка именно такая точка зрения, так как я с детства любила искусство в разных его проявлениях. И конечно, не могла не увлечься дизайном одежды. При этом всегда была убеждена: человек обязан заниматься своим делом. И, будучи филологом по специальности, долгое время не осмеливалась попробовать себя в дизайне одежды. Поэтому с некоторой опаской в 2005 году я показала свои наработки Наталье Девякович, руководителю Театра моды гуманитарно-технического колледжа. Мою идею поддержали, и это послужило стимулом к созданию первой коллекции.
Без примерки
- Порой, глядя на подиум, мы пожимаем плечами: «Как можно это носить?».
- Когда вы в музее часами любуетесь произведениями искусства, неужели думаете о том, как смотрелся бы Рембрандт в вашей столовой? Ведь нет! Вы получаете эстетическое удовольствие. Дизайн - то же искусство. Не стоит все примерять на себя. Есть коллекции, на которые надо как на красивую картину смотреть. Хотя сейчас тенденция - моделировать одежду, предназначенную для повседневной жизни.
Для меня дизайн - это творчество. Работая над эскизами будущей коллекции, всегда задаюсь вопросом: я сама надела бы это? Моя цель - дополнять современную одежду традиционными национальными элементами. Например, элементами басонного плетения, адыгской аппликативной вышивки (адыгэ идагъ), которой никто в мире не владеет. Поэтому мне бы особенно хотелось отметить уникальное мастерство Софы Панеш, которая в совершенстве владеет секретами старинного рукоделия и украшает мои костюмы орнаментами, которые придают им индивидуальность и неповторимость.
Но я не могу, не смею искажать, по-новому трактовать адыгский костюм. Это уже история.
Смотрите также:
- Стиль горца. Коллекция мужской одежды, которой восхитился даже Зайцев →
- Нафисет Кидакоева: «Современная мода - это абсолютный матриархат» →
- Московский модельер Алина Асси: «Стиль хиппи вернулся» →