Нелли Шишхова об элитарном «чтиве»

   
   

Лет через пять я не удивлюсь, если, зайдя на лекционную пару, найду аудиторию пустой. А что вы хотите? Наши студенты свято верят, что Бородинское сражение произошло где-то в районе XV-XVI века. А мы им с кафедры об исторической ретроспективе русской литературы и теории пространства Юрия Лотмана вещаем, - рассказала в интервью «АиФ-Адыгея» доцент кафедры отечественной литературы и журналистики Адыгейского госуниверситета Нелли Шишхова.

Пушкина не читали современники

- Нелли Магометовна, на книжных полках в магазинах Майкопа сегодня пылятся Толстой и Кант, Высоцкий и Пастернак. Классика не нужна?

- Вам не угодишь! О чём мечтали лет 25 назад? Чтобы все эти книги свободно продавались в магазинах. Чтобы булгаковского «Мастера и Маргариту» увидеть не в самиздатовском исполнении, а в твёрдом переплёте. Вот и дождались!

И давайте не будем заниматься мифотворчеством. Скажем прямо: никогда Россия не была самой читающей страной. Это красиво рассказанный, но чистой воды миф. Хотя мы в него верили и гордились.

Да, гипертрофированная любовь к слову прививалась. Но хорошо ли это? Платон и Кант - это литература для избранных. Так было всегда. Кому были нужны Пушкин, Лермонтов, Достоевский? Читающим людям: учёным, философам, лингвистам, школьникам по мере необходимости, да студентам. И тем, кто просто получал наслаждение от самого процесса чтения. И всё! Попробуйте оторвать нашу литературу от общественной жизни. Не получится! А я не уверена, что так должно быть. Когда Чернышевский написал свой плохой роман «Что делать?», не было ни одного интеллигента, который бы его не прочёл. Не из-за художественных прелестей. Из-за революционной идеи. И Пушкина современники поголовно не читали.

- А вас не волнует тот факт, что в результате вымирает эпистолярный жанр?

   
   

- Кого он должен волновать, если на смену вдумчивым часам школьной программы, посвящённой одному произведению одного автора, пришли обзорные лекции по принципу «с миру по нитке»? За свою долгую жизнь я пришла к выводу, что время отметает всё ненужное. Значит, не нужен эпистолярный жанр, раз он вымирает. Взять тот же кинематограф. Я недавно посмотрела фильм «Война богов» в 3D, и поймала себя на мысли - не талант актёра оцениваю, а спецэффекты, которыми напичкан фильм. То есть игру заменил компьютер, живое слово - автоматная очередь, киноинтригу - киноидея «наших бьют». Всё упрощается донельзя...

Года два назад отбирали слова-символы мира. Так одно из важнейших слов-символов столетия - «перезагрузка»! Так что обратный процесс пошёл. И неудивительно, что ректор моего родного МГУ Садовничий хватается за голову: абитуриент самого престижного вуза страны на экзамене слово «шёл» написал через «о».

Дело не в ЕГЭ

- То есть мы теряем великую русскую культуру? Вечные ценности?

- Я не люблю обобщений! Я как читала, так и буду читать. Потерять можно то, что приобрёл. А на сегодняшний день большинство наших студентов имеют только «шёл» с буквой «о». Вот и все приобретения! Сегодня много говорят: отмените ЕГЭ. Думаете, что-то изменится? Дело не в ЕГЭ, а в человеческом факторе. Оставьте тесты, но дайте с абитуриентом хотя бы поговорить!

В дневниках Томаса Манна есть интересная мысль: «Я не знаю, хорошо или плохо читать Достоевского. Но я знаю, что человек, прочитавший его, становится другим». Вообще, филология требует от человека качеств, которыми большинство из нас не обладает: воспитанных чувств, воспитанного воображения. В сегодняшней жизни они не нужны. Их практически негде применить. Но не надо драматизировать. Ситуация в нашей стране довольно типична и для остального мира - в Америке, во Франции тоже мало читают.

- Отсутствие в нашей стране национальной идеи сказывается на падении интереса к чтению?

- А она, эта идея, у нас хоть когда-нибудь была? У жителей США есть их американская мечта. Простенькая, потребительского плана. За долгие годы она не претерпела изменений. Зато какой высокий уровень жизни. Поглядели мы на это благополучие и без долгих колебаний взяли американскую мечту за основу своей жизни. И понеслось! Покупаем-продаём, а насытиться не можем и уровень жизни свой не поднимаем. И никак понять не хотим: не подходит нам чужая мечта. Свою иметь надо!

Как-то Достоевскому сказали: «Вы описали всех бесов русской жизни. Кроме денег.», на что гений ответил: «Деньги - не наш бес». Вспомните, у Чичикова была светлая мечта - стать добропорядочным херсонским помещиком. Ради этой мечты он провернул сложнейшую операцию на таможне, заработал и тут же потерял все капиталы. То же самое ильфовский Бендер, мечтавший гулять в белых штанах по Рио-де-Жанейро. Не деньгами измеряется Россия - душой. Хорошо ли это, не знаю...

Я верю в вечные ценности. Но ценностью можно считать только то, что дорого конкретно тебе. Мы слушаем музыку, читаем прозу, ходим на спектакли. Для кого? Для себя! В поисках ценностей жизни надо быть эгоистом. Может, для сегодняшних молодых людей русский язык не является ценностью, просто потому что они им не владеют?

Смотрите также: