Майкоп, 2 апреля - АиФ-Адыгея. Чего стоят запреты на употребление ненормативной лексики?
«Если несправедливость в обществе довела меня до такого состояния, что я пойду рвать на себе вены от бессилия что-то изменить, из меня вырвется мат», - уверен писатель, редактор журнала «Литературная Адыгея» Олег Селедцов.
Писательская шизофрения
О.С.: - По моему глубокому убеждению, мату в литературе не место. Но иногда он оправдан. Я вспоминаю конец 80-х, когда на сцене Адыгейского драмтеатра режиссёр Нальбий Тхакумашев поставил пьесу «Ночные бабочки». На сцене при битком забитом зрителями зале была до нага раздета женщина, а со сцены нёсся откровенный мат. И это в Адыгее! Но в тот момент такой приём был оправдан. Режиссёрский ход был рассчитан на определённый эстетический шок у зрителя. Чтобы вывести людей из состояния, которое мы называли «социалистическим реализмом».
Аргументы и Факты - Адыгея: - Но соцреализм формировала узаконенная цензура.
О.С.: - Недавно я разговаривал с известным писателем, и он меня спросил: «Олег, а кто тебе сказал, что в Адыгее отменён соцреализм?»
Аргументы и Факты - Адыгея: - Вы с этим не согласны?
О.С.: - Как редактор литературного журнала, промолчу. Но я 17 лет работал на радио – это филиал ВГТРК. Я делал передачи, которые хотел – православные, литературные, о простых людях, не совершивших подвига, но трудолюбивых без всяких наград и премий. Мне было, что сказать слушателям. И там совершенно нет цензуры. Другой разговор, когда сегодня мат доносится с главной сцены страны – МХТ им. Чехова. Причём его используют нарочито – этого понять я не могу.
Хотя случается всякое. Например, когда литературное произведение выходит у писателя из-под контроля. Классический случай: когда Лев Толстой писал «Анну Каренину», он жаловался друзьям - «что делает со мной эта баба, я не знаю, что с ней делать». Вот тут – да, куда ж деваться, слово уже вырвалось наружу.
Модный примитив
Аргументы и Факты - Адыгея: - У каждого человека есть свой словарный запас. Сегодня он невероятно скуден. От чего это зависит?
О.С.: - Я много лет являюсь членом жури Майкопского литературного конкурса «Созвездие», и перелопачиваю огромное количество рукописей, которые попадают мне на стол. Действительно язык очень скудный. Люди думают, что они уже писатели – умеют рифмовать, что-то создавать, что они знают жизнь. И даже являются, как принято называть, «совестью нации». На самом деле все их знания сегодня, в основном, из Интернета. А в нём есть определённый набор слов – «олбанский язык». Сегодня это уже фразеологизм. В сетях народ общается языком СМС, часто коверкая русские слова. Понятие «модный писатель» чаще означает примитивизм. И если положить на одну чашу весов несколько томов модного автора, а на другую – всего пять повестей Валентина Распутина, пять повестей перевесят.
Аргументы и Факты - Адыгея: - Культурные нормы диктует время?
О.С.: - У нас всегда так: на переломе эпох старый мир разрушим до основания, а затем что-то строим. Сейчас в этом нет смысла – уже разрушили. Я понимаю, что где-то в Мухораздолбанске живёт семья, которая кроме мата, по-другому не общается. Но они и книжек не читают, и телевизор включают раз в неделю, чтобы посмотреть ток-шоу, в котором все кричат и друг друга никто не слышит. В этой семье, может быть, по-другому люди не умеют жить. Но это наша беда, а не завоевание. Чтобы от этой беды уйти, наверное, нельзя себе вообще позволять мат просто так.
Аргументы и Факты - Адыгея:- Проще язык - проще выражать эмоции. Может, литературу нужно делить на массовую и высокую?
О.С.: - К сожалению, да. Я вижу, что читают люди и понимаю, что востребовано больше. Они не читают Прилепина или Маканина, да и Селедцова не читают. Как я могу их осуждать? Другое дело, что язык в «популярных» романах прививает дурной вкус. Если писатель использует ненормативную лексику для повышения собственного статуса - это глупо.
Аргументы и Факты - Адыгея:- За брань на улице теперь будут штрафовать – до 20 тыс. рублей, как следует из поправки в Административный кодекс. Разве нас этим запугаешь?
О.С.: - В Адыгее осталось патриархальное воспитание, что просто замечательно. Живёт молодой человек в ауле, где помнят «адыгэ хабзэ» и следуют народным традициям. Но потом приезжает в город, поступает в вуз. И видит - здесь не надо вставать, если в комнату входит человек, который даже на год старше тебя. Здесь можно первым заговорить даже с педагогом. Традиции стёрты. И он начинает позволять себе всё, что было недозволенно. Но молодёжь перерастёт, для них - это временное состояние. А вот взрослым себя уже не преодолеть.
ДОСЬЕ: Олег Селедцов родился в 1967 г. в Бодайбо. Окончил филфак и аспирантуру Адыгейского госуниверситета. Член Союза писателей России. Автор восьми поэтических сборников и четырёх книг прозы, публикуется в ведущих литературных журналах. Лауреат Всероссийских конкурсов современной прозы имени Шмелёва и Василия Шукшина.