Забытое старое?
- Ещё на заре становления Адыгеи как республики была организована особо охраняемая эколого-туристская территория «Фишт», которой вы руководили. Это была национально-культурная идея развития туризма?
- Ещё до 90-х годов Адыгея была одной из первых в России, которая выдвинула идею охранять природу за счёт развития туризма. В 90-е годы в республике была создана особо охраняемая территория «Фишт». После нас была сделана курортно-природная территория «Кавказские минеральные воды», но она получила российский государственный статус. По сути, «Фишт» - то, что сегодня называется туристским кластером. Это объединение разных производств, направленных на развитие отдыха и территорий. Госстатус даёт режим благоприятного развития. Кластер, который будет построен в Адыгее для горнолыжного отдыха, получит таможенные послабления, на 5 лет освобождается от налогов. Пока обсуждается такой срок, но он может быть увеличен.
- Но природная территория тогда «спорила» с Кавказским биосферным заповедником о вмешательстве в природу?
- Она могла зарабатывать деньги на поддержание природы. При стихийном развитии туризма в Майкопском районе невозможно всех предпринимателей освободить от налогов. В территорию «Фишт» были включены 16 посёлков района с населением около 16 тыс. человек - такой республиканский кластер, для развития которого было определено 18 мест массового отдыха. Мы выбрали те места, куда люди традиционно приезжают к природным памятникам. Часть из них можно увидеть и сегодня - «Беловодье», «Водопады Руфабго», «Хаджохская теснина». Было проведено зонирование - Кавказский биосферный заповедник жил в своём режиме, а туристские объекты подлежали охране и рациональному использованию. Освоение отдали в руки предпринимателям. Проект был успешный, на мой взгляд, но мы смогли сделать только три объекта, которые работают и поныне.
Стиль - на вкус
- Рамазан Худович, в горах Адыгеи строится много небольших частных гостиниц, но всё как-то в разнобой - от русских бревенчатых изб до «китайской пагоды» и псевдошотландских замков. У нас нет национального стиля?
- Туризм - это, конечно, развитие малого бизнеса. Но он у нас стихийный. Государство должно вкладывать деньги в инфраструктуру - дороги, энерго-снабжение, водопровод. В Майкопском районе, в сторону гор сегодня практически везде - частная земля. Это или крестьянские паи, которые переходили из рук в руки, или неудобья - арендованные из лесного фонда земельные участки. У каждого куска земли есть владелец с правами аренды или собственника. На этих основаниях он считает, что может делать там, что угодно! Отсюда и полный архитектурный разнобой. Но сегодня уже мало поставить некрашеный «вагончик» и зазывать туристов на постой.
- Никто не ограничен в своей фантазии?
- Конечно, должны быть какие-то рекомендации. При этом необходимо дать определённые преференции тем, кто им следует, скажем, развивает национальный стиль. То же самое касается сувениров. У нас есть люди, которые могут делать красивые вещи - национальную адыгскую или казачью утварь, плести циновки, вырезать из камня или дерева, работать с металлом. А торгуют китайскими сувенирами - они дешёвые, доступные, и самому не надо возиться.
Этнический аул
- Люди приезжают в Адыгею и говорят - хочу попробовать национальную кухню, хочу увидеть национальные танцы, костюмы, быт. Куда вести гостей?
- Это - наша проблема, которой не один десяток лет. О создании этнографического аула говорится давно и безрезультатно, ещё с 70-80-х годов. Когда-то был выделен участок земли в 2 гектара на слиянии рек Белой и Киши под его строительство. Но проект так и не реализовали.
- Нет средств или нет заинтересованных людей?
- Богатые люди зарабатывают деньги на другом - нефть, газ. Деньги вкладывают туда, где можно получить быстрый доход. А туризм - долгосрочный оборот средств. Я считаю, что этнографический комплекс должен строиться за бюджетные деньги.
- Малому бизнесу республики не под силу вложиться в такой проект?
- Ну есть сегодня у предпринимателя 10 млн рублей, а вложить нужно, к примеру, 50 млн рублей. Где сегодня взять кредит в недостающие 40 млн рублей? У предпринимателя таких гарантий просто нет. Кроме того, нужно купить участок земли, перевести из сельхозназначения в промышленное, купить разрешение на съезд с федеральной или республиканской дороги. Затем подвести к стройке коммуникации. Это - многолетние походы по бюрократическим кабинетам…
- Возрождение национальной идеи - дело власти?
- Конечно! Её формирует политика в экономике. У малого бизнеса есть задатки. Сейчас в районе пос. Тульского хотят открыть маленькую сыроварню, в которой можно будет посмотреть, как издревле варили адыгейский сыр, самому поучаствовать в процессе и купить сыр тут же. Вот поддержка национального имиджа в прикладном смысле.
ДОСЬЕ: Рамазан Бричев родился 16 октября 1951 года. В 1984 году окончил Высшую школу профсоюзного движения ВЦСПС им. Н.И. Шверника, по специальности экономист. Избирался депутатом в поселковые советы с. Хамышки и п.Каменномостского в 80-е годы. Занимался развитием туризма с момента образования Республики Адыгея.
Смотрите также:
- На вершину горы. В Адыгее открыли первую канатную дорогу →
- Залежи голубой глины привлекают туристов в Адыгею →
- В Адыгее найдены месторождения газа и нефти →