Звукорежиссёр Рамазан Макаов о качестве «продукта»

   
   

В окружении техники, работая над песнями, звукорежиссёр Рамазан Макаов нет-нет - и затоскует по настоящим талантам.

Денег и славы!

- Сегодня к вам на запись приходит в среднем десять человек в день. Это значит, что Адыгея стала самой поющей на Кавказе?

- Поющей, как и многие другие. Телевизионные передачи помогли. В день ко мне в студию приходит от 3 до 15 человек. Большинство - самодеятельные певцы. Хорошо, если родным или коллегам по работе песню как поздравление записать. Но если приходят записываться будущие «звёзды», тогда я всю свою волю собираю в кулак и обычно умолкаю, слушая песню. Потому что мой доброжелательный совет: «Может, не стоит петь? У вас нет слуха» всё равно останется без внимания. Бывают люди, которые забирают песню и отправляются домой работать над ней. Но это единичные случаи.

- И вы готовы выслушать любой текст и музыку?

- Работа такая! Но если спрашивают, всегда говорю правду в глаза, без обиняков. Но в последнее время просто перестал давать советы. Сегодня поют повально все по одной простой причине: деньги и слава. Уже никого не смущает то, что в ноты не попадают, - компьютер поможет. Над такими песнями по три дня за компьютером работаю не покладая рук. За семь лет, что я живу в Майкопе, слышал только пятерых отлично поющих людей. И то - это профессиональные артисты. Вот и получается, что «фанера» на сцене прижилась. И часто вы слушаете в записи или со сцены не живого человека, а мою отличную работу. Её отличаю сразу.

«Я не пою - не умею»

- Рамазан, вы композитор и аранжировщик песен. Скажите, каковы главные критерии написания? И не было желания самому выйти на сцену?

   
   

- Какие могут быть критерии? Когда приходит к тебе человек с просьбой: «Сделайте мне песню в стиле Азамата Биштова или Магомета Дзыбова». Что тут скажешь? Делаю! Сочиняю и слова, и музыку. Близким друзьям песни дарю, но бывает и продаю любителям эстрады.

Мои песни исполняют сегодня и профессионалы: Биштов, Эльдаров, Начесова, Мугу - те, кто является славой адыгской эстрады. А сам исполнять свои песни брался только по молодости, очень любил рэп. Но быстро понял: особых вокальных данных, к сожалению, нет. Поэтому сейчас не пою, просто потому что не умею.

Я могу написать песню на заказ, могу аранжировать её. Но петь - увольте! И потом, я знаю, если песню споют лучше меня, зачем самому напрягаться? Пусть поют те, кто призван природой, образованием и талантом это делать. В данном случае деньги считать не буду, особенно если это касается моих друзей-певцов. К примеру, когда ко мне в студию пришёл записывать свой диск известный на Кавказе певец Айдамир Эльдаров, то случайно услышал мою песню «Вернись, сердце!». Ему настолько понравилась уже аранжированная музыка, а меня настолько подкупило его искреннее исполнение,что стало понятно: эта песня принадлежит только ему. С тех пор почти на каждом концерте Айдамир исполнял эту песню.

- Неужели свет рампы не манит?

- Я много ездил с ребятами на гастроли, помогал со звуком. Но желания выйти на сцену никогда не возникало. Хотя я понимаю тех, кто поёт под кого-то. Некоторые так начинают свою карьеру. Но потом, если повезёт, находят свой стиль, свою манеру исполнения.

- А какую музыку любит народ?

- Простую, без сложностей, на три аккорда! Я таких песен написал море.

Конечно, о вдохновении тут говорить не приходится. Но некоторые песни, написанные буквально за час, брали у меня профессиональные эстрадные певцы. И это были хорошие песни. Конечно, слушатели разные. Но я за свободный выбор: большинство любит незатейливые песенки. О несчастной любви, к примеру.

«Классика однотипна»

- А вы не считаете, что, благодаря таким песням, наша эстрада стала однотипной?

- Не соглашусь с вами! А разве классическая музыка не однотипна? Может, поэтому немногие сегодня являются её приверженцами?

А вот эстрада у нас не однообразна. Что же касается несчастной любви, народ, как ни странно, лучше воспринимает такую песню. Это знакомые каждому чувства, такие песни вызывают воспоминания. И когда человек слышит эти песни, они вызывают определённые ассоциации и идут «на ура».

- Когда вы почувствовали, что ваши песни пользуются популярностью у слушателей?

- Когда услышал одну из них из проносившейся мимо машины. Потом - ещё и ещё раз. Конечно, было очень приятно, что именно твою песню слушают люди.

- Не бывало случая, когда ваше творение просто летело в корзину, как очередная неудача?

- Ни разу! Я точно знаю, какая музыка заводит слушателя. Поэтому, к счастью, ни одна моя песня в корзину не попала.

- Получается, что именно вы, человек за стеклом «барокамеры», формируете вкус публики и выбираете для нас песни?

- Нет, песни выбирают они сами. Но моя доля в формировании вкусовых пристрастий публики, конечно, присутствует.

P.S. Так, может, беда нашей эстрады в том, что песням, как в барокамере, не хватает воздуха? И за их качество и исполнение отвечает теперь компьютер?

Смотрите также: