Свой юбилейный, 15-й тур Московский мужской хор «Пересвет» специально завершил в Адыгее. Но о поездке на Кавказ никто из музыкантов не пожалел.
- Была некая неуверенность - слишком опасным видится Кавказ московским обывателям. Но нам не привыкать! Сразу после военного конфликта на Балканах «Пересвет» был первым коллективом, который поехал с концертом к нашим миротворцам. После разбомблённого Вуковара тихая Адыгея - оазис спокойствия, - рассказал в интервью «АиФ-Адыгея» художественный руководитель хора Дмитрий ЮДЕНКОВ.
Не брендом единым
- Что толкает музыкантов «Пересвета» на поездки в «горячие» точки мира?
- Элементарное чувство долга перед нашими миротворцами! Мы в сопровождении конвоя ООН проехали по только что разминированным дорогам Боснии и Герцеговины. Мы воочию увидели, как страшна религиозная война. В своё время о процветании Югославии заботились все её жители: без разделения на конфессии и нации. Потом подняли пресловутый национальный и религиозный вопрос. И в одночасье по глупому разрушили целую страну! Чем не урок истории? Разве у нас в России не происходит то же самое? Поэтому нам было приятно, когда в прошлом году в Адыгею наш хор Московской патриархии пригласила мусульманка Асиет Хахова. Нам аплодируют зрители всех 100 национальностей республики.
- Сегодня наша эстрада чётко разделилась на «формат» и «неформат». В «неформат» попали хор «Пересвет», Градский, Шевчук, Пелагея. Не обижает?
- Ещё как обижает и возмущает! Хотя компания подобралась достойная. Но где это видано, чтобы профессионалы становились «неформатом» в собственной стране? Почему нас больше знают в Европе? Почему у нас в Европе свой фестиваль, фан-клубы? Потому что там зритель популярность измеряет «талантами», а не национальностью, не родством, не скандальными рейтингами. А в России? Если нет скандала, если тебя не показывают по ТВ круглыми сутками на коньках, на ринге, под куполом цирка, то тебя как бы и нет. Что такое «неформат»? Будем называть вещи своими именами! Это оправдание музыкальными редакторами собственной вкусовщины и удобный повод для коррупции.
Поэтому «Пересвет» в России - редкий гость. Нам нормально живётся в пределах МКАД: собираем полные залы. Но «Пересвет» хочет гастролировать в глубинке, потому что Москва - ещё не вся Россия. Коллектив собран по всей стране - от Таганрога до Приморского края.Мы по сути не московский, а российский хор национальностей. Мы любим провинциальную публику и права не имеем зацикливаться на столице.
Шоу без шедевров
- У нас перевелись Дунаевские и Крылатовы?
- Нет! Просто сегодня нужен не талант, а бренд, часто искусственно раздутый. Шоу-бизнес не нуждается в многолетних музыкальных шедеврах. Идёт просто проталкивание новых имён. Профессиональный коллектив - организм сложный и затратный. Любой истинный талант - это отклонение от нормы. Он капризен, амбициозен, потому что мыслит иначе. Он требует постоянного, повышенного внимания, времени на создание качественных композиций, их аранжировку. А это огромные затраты, невыгодные продюсерам. Зато песенные «однодневки» поставлены на поток. Сегодня спел - завтра забыл. И певца, и песню. И давай новый хит в исполнении новых безголосых мальчиков и девочек варганить-раскручивать! Всегда легче опуститься ниже плинтуса, чем подняться до горных вершин... У нас не потехе - час, а потехе - время. Наш хор на своих концертах пытается это переломить. Поэтому каждое выступление «Пересвета» - богатая палитра жанров и чувств. Главное, чтобы в душе зрителя стало тепло и светло.
- Темирканов с горечью сказал: «Блатная песня ближе народу». Может, освоите и этот жанр?
- Мы жадные только до хорошей музыки. Но зрителя жалко. Последние 20 лет в публичной неакадемической музыке царствуют три формата: кабак, блатняк, стыдливо именуемый «шансоном», и попса. Каждый лёгок и доходен. Это «жвачка», которая формирует низменные вкусы и устойчивую традицию: поём блатную романтику, потому что страна воровская и кабацкая. Но разве мы все такие? Однако если раньше эта музыка не выходила дальше подворотен, то теперь поётся со сцены Кремлёвского дворца. То же самое попса: артист - это винтик. Машу на Дашу меняй, Петю на Васю - ничего не изменится. Новые «звёзды» стругаются по одним лекалам.
- Получается, на хорошей музыке в России не умеют зарабатывать?
- Не хотят! В отличие от европейцев, не те объекты для пиара выбирают. Не только в музыке. Простой пример: пять лет назад Светланой Медведевой был придуман День семьи, любви и верности - российский аналог Дня Святого Валентина, приуроченный к православному чествованию Петра и Февронии. В нашей стране со сложной демографической ситуацией это отличная пропаганда семейных ценностей в эпоху «одноразовых» любовных отношений. Был придуман гимн этого дня, который записал наш хор «Пересвет», была придумана классная эмблема - ромашка. Если обратиться к истории, до революции в День святых Петра и Февронии влюблённые обменивались ласковками - письмами, обсыпанными золотой крошкой (по названию деревни, где родилась Феврония). Чем не замена валентинкам? Если по-нормальному пропиарить, то вокруг Дня любви мог бы развиваться сувенирный, музыкальный, туристский бизнес. Затухло...
А всё потому, что мелочи нас не интересуют. Наши масштабы - либо Бога за бороду ухватить, либо реки вспять повернуть. А розетку по уму вставить, электропроводку аккуратно протянуть - мелочь, сойдёт! Так и живём: в мечтах о славных подвигах. Когда-нибудь.