Примерное время чтения: 9 минут
1491

Интервью с тенором Большого театра России

Он работал в трех выдающихся коллективах: Краснознаменном ансамбле песни и пляски Российской Армии им. А.В.Александрова, оперном театре Бориса Покровского, сегодня его лирический тенор звучит в Большом театре.

История известного артиста началась во время прохождения срочной службы в армии. В будний день родители увозили рядового Захарова прямо с военной стройки в робе и густо перепачканного цементом на прослушивание к руководителю ансамбля песни и пляски Агафонникову. При условии, что рядовой вернется к семи вечера в часть, доложит о себе по всей форме. Иначе - гауптвахта! Но не успел боец допеть Агафонникову партию Ленского, тот уже писал ходатайство о переводе рядового Захарова в ансамбль песни и пляски Российской Армии.

- Но до этого была музыкальная школа в Орле, дирижерско-хоровое училище. Потом Гнесинка и работа до седьмого пота. Тенор - очень сложный голос. Вы думаете, легко всю жизнь идти против природы? Ты постоянно поешь на октаву выше, чем говоришь. Но так меня учили, учили всю жизнь. А сегодня на потребу публике партию тенора поют на две-три октавы ниже не подготовленные эстрадные певцы, - рассказал в интервью «АиФ-Адыгея» солист Государственного академического Большого театра России, заслуженный артист Ингушетии Александр Захаров.

Совместный концерт участника арт-проекта «Теноры XXI» и оркестра русских народных инструментов «Русская удаль» Госфилармонии Адыгеи собрал полный зал.

Классику - на счетчик!

- Евгений Евтушенко писал: «Поэт в России больше, чем поэт». А кем же является в России певец?

- Певец в России больше, чем певец. Считаю, что в XXI веке он еще и герой. Сегодня на любом телевизионном канале огромное количество певцов. Что делают? Варят щи, готовят мясо, катаются на коньках, ведут передачи. При этом продолжают называть себя композиторами, певцами, даже поэтами. Была бы моя воля, создал бы «неинтересную» комиссию, которая запретила тем, кто перестает петь, именоваться певцами. Петь важно! Многих в России, кто не имел голоса, называли певцами. Вспомните Утесова, Бернеса, Высоцкого, Цоя! Почему? Они были рупором эпохи, пели, зажигая в песнях жизнь. Мне еще повезло, что могу мотаться по миру, давать безумное количество концертов. Но я знаю огромное количество талантливых певцов, которым не повезло: сидят без работы и тихонько спиваются. Но ничем, кроме пения, они не будут заниматься. Не пойдут в кухарки и горничные - лучше смерть!

- Александр, не успели телеканалы показать подготовку к открытию Большого театра, как опять разгорелся скандал. Николай Цискаридзе считает, что в Большом много недоделок, петь и танцевать там невозможно... И все представленное на TV - показуха чистой воды.

- Сразу скажу: нынешний сезон в Большом я пропускаю. Я пою в этом году в Большом только несколько концертов. Голос еще не пробовал на новой сцене. Все впечатления впереди. Что касается скандалов, Большой театр - место, которое обречено на скандалы, слишком известное. А Николай Цискаридзе - человек импульсивный, взрывной.

- Сейчас по телевидению запустился новый проект «Призрак оперы». Отношение профессионала к этому шоу?

- Люди, которые поют эстрадные песни, пожелали спеть оперные арии. Я в этом ничего плохого не вижу. Исполнение хорошей музыки любому идет на пользу! Я категорически против тех, кто сидит в жюри и судит. Недавно у меня был разговор с Дмитрием Харатьяном. Он восторженно воскликнул: «Смотри ты! Даже с оперой справились!». Я в ответ: «Дима, это непросто - петь оперу. Она пишется не для того, чтобы арию опускали на два тона и пели разными голосами. У оперы есть свои каноны, которые менять нельзя! Нельзя оперу подгонять под эстраду!». К примеру, если балерина крутит 32 фуэте в центре сцены, то она не имеет права делать 15 или 25 в углу! А здесь получается упрощение понятия «классика идет к вам!». Могли же руководители канала пригласить больших «звезд», начиная с Пласидо Доминго! Но рейтинг взял свое среди мальчиков-девочек до 16-ти и стариков после 60-ти! И это преподносится под соусом: «Эти звезды все могут!» Но это неправда! Не все могут! И когда жюри ищет слова умиления и восторга, что допел, не так много взяв фальшивых нот, что номер получился «богатым», с полуобнаженной подтанцовкой, у меня это вызывает по меньшей мере улыбку. А у моих друзей-музыкантов - чувство раздражения. Чтобы запеть по-настоящему надо как минимум 20 лет учиться. Поэтому по мне, так лучше - не смотреть!

Репертуар не для героя

- Сегодня «звезды» встают на коньки, дерутся на ринге, жуют червяков на островах и подвергаются риску в жестоких играх. Не лучше ли своим прямым делом заняться?

- Зачем? Вы пройдитесь по московским театрам! Я видел не раз, как люди, приходят в театр с одной надеждой - увидеть любимого «сериального» актера на сцене. Другой вопрос, что уходят после спектакля, мягко говоря, в недоумении: играет плохо! Вроде, «звезда». В журналах его фото, на телеэкранах - передачи о нем. А ни ступить, ни говорить не может. И это так. Я знаю многих ребят, которые не снимаются, потому что слишком много театральной работы. И это при том, что театр сегодня стал режиссерским.

- Это плохо?

- Думаю, да! В театре должны культивироваться свои «звезды». Зритель, как и в старые времена, идет на имена. А что видит? Суетливый бег по сцене, мужиков, расстегивающих ширинку, и женщин, оголяющих грудь. А потом режиссеру кричат «Браво!» за творческую задумку. Что касается шоу, в них принимают участие те, кого режиссеры легко отпускают. Репертуар держится не на них. А через месяц народ опять «бежит» в театр, смотреть на новых «последних героев» и опять выходит неудовлетворенным. У нас странная страна!

- Градский сказал об участниках «Фабрики звезд»: «Их выступления отравили вкус целой стране!».

- Нельзя отравить вкус людям, которые уже изначально отравлены. Сейчас не смотрит страна эти передачи. Скачивают фильмы по интернету, там же общаются. Уходят от ящика... Но вкус был зомбирован. В свое время встреча с классикой стала как с английской королевой, по протоколу, на торжественных концертах. А должно бы быть необходимостью. Но слушаем, скучая, и украдкой смотрим на часы: «Еще немного потерпеть, а в антракте рвану в буфет!». Потеряно несколько поколений. Ко мне в одном городе мама привела сына за кулисы, прослушать. Он затянул «Solo mio», спел плохо. Я посоветовал учиться. Мать меня выслушала и решила: «Значит, на эстраду сейчас идти уже можно». Сегодняшние эстрадные певцы записываются в Америке. Накричал свое в микрофон, а за тебя компьютер песню сотворил. Голоса выводят искусственно. Верхнюю ноту можно поднять на кварту: спел «соль», а тебя вывели на «до». И кому при таком «прогрессе» охота учиться?

«Фанерку» подстелю

- Поэтому предложение Иосифа Кобзона о запрете «фанеры» на концертах провалилось?

- Конечно! Наши эстрадные «звезды» и их продюсеры - богатые люди. Им не талант нужен, а деньги. «Фанеру» не запретят никогда. Иначе российский шоу-бизнес рухнет. Да от таланта искусство никогда не зависело! Далеко Моцарт продвинул искусство? Его топтали смолоду и в итоге похоронили в безымянной могиле! Хорошо сказал поэт Пушкин: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать!».

- Как, по вашему мнению, высказывание Пушкина актуально и сегодня?

- Могу сказать о себе: после выступлений в Большом, в Ковент-Гардене - выживаю. Сейчас классические певцы похожи на черно-белое кино, старую пленку. Есть в этих лентах какое-то удовольствие, не всем понятное. У классических певцов другой звук, от которого отвыкло ухо обывателя. Как глаза - от черно-белого кино. Ушло понятие пения, на его место пришло шоу. Да что там? Мы жизнь превращаем в шоу. И кто посмеет сказать многим нашим народным артистам, награжденным президентом страны: «Вы зрителя обманываете!». Вам ответят: это не концерт, это шоу! Поэтому не люблю я устраивать шоу и петь известные песни. И еще неприятно, когда коллеги просят зал подхлопывать, подпевать. Нельзя! Традиция велит: короли, митрополиты, президенты сидят внизу, а ты стоишь над ними. Ангелом, демоном - тебе решать. И задача — держать границу. Но и задаваться нельзя: после концерта ты снимешь фрак, станешь обычным человеком.

- Ваше отношение к тому, что творится с русской народной песней на эстраде?

- Мне не нравятся наши народные голоса, когда русская песня звучит в горловом исполнении. Не пела Зыкина таким дурным голосом! Если бы не было в ее голосе классического, с цыганщинкой регистра, она бы всю жизнь так и простояла вторым сопрано в хоре. И никто бы о ней не узнал. Утерян русский голос - нет у нас настоящих исполнителей русской песни. Душевности, доброты, страдания. В русской песне надо быть немного «без кожи». Для этого громадный талант нужен...

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах