«Чтобы песня стала хитом, её прожить надо, прочувствовать. А в современных песнях, к сожалению, порой и проживать-то нечего. Они написаны не всегда грамотно и почти всегда на потребу публики», - считает солистка эстрадного ансамбля «Оштен».
Путь к профессии
- Вы представляете Адыгею на Всероссийском вокальном конкурсе «Новая звезда». Что сподвигло вас к участию в нём?
- Хотелось попробовать себя и проверить свои возможности в рамках всероссийского проекта. По условиям конкурса, я отправила на проект записи и список своих песен. Организаторы конкурса сами выберут ту из них, которую я буду исполнять на отборочном туре. В моём репертуаре много песен на адыгейском, русском, английском языках, есть даже на китайском: специально к гастролям в Китае я выучила несколько песен.
- Откуда у вас тяга к музыке?
- Это в крови. Мои бабушка с дедом знали много народных песен. Очень часто, когда семья собиралась вместе, их подхватывали все. Некоторые из них мы поём и сейчас.
А первое моё выступление состоялось в летнем сельском лагере. Именно тогда я попала в хор, чем очень гордилась. Потом пошли сольные выступления на разных школьных и сельских праздниках. Так что к моменту окончания школы я уже не могла себе представить какой-то другой профессии, кроме певицы. Хотя ради папиного спокойствия всё же заочно окончила юридический факультет Адыгейского госуниверситета.
Шлягеры вне времени
- Как вы сегодня отбираете для себя песни? Какова она, ваша мелодия?
- В музыкальном училище я училась у великолепной певицы Тамары Нехай, которая не уставала нам повторять: песню надо прожить. В песне должен быть драматургический стержень, смысл, хорошая и далеко не трёхаккордовая мелодия. И этот смысл, эту мелодию, и эту эмоцию ты должен выплеснуть в зал, чтобы зритель почувствовал твою боль, страсть или радость.
В 70-80-е годы таких песен было много. Их писали талантливые поэты и композиторы, а исполняли высокопрофессиональные музыканты. Недаром именно эти годы считаются золотым веком нашей эстрады.
А ведь хочется петь о современности, о ровесниках. Но, к моему большому сожалению, сегодня таких песен с хорошей драматургией и сложной мелодикой очень мало. Высокую поэзию часто заменяют безграмотные тексты. А такого живого, которое бы отражало наше время, которое бы рождало чувство сопереживания, чтобы сердце у человека заболело, почти нет. Сейчас отечественная эстрада, да и мировая тоже, превратилась просто в удовольствие.
А хороший артист не только развлекает, он задевает сердце, чтобы у человека слеза покатилась, чтобы у него душа немножко размякла и стала более человечной.
Мне повезло, потому что сегодня я имею возможность петь песни руководителя нашего ансамбля Алия Хачака, мне близки песни Умара Тхабисимова, Аскера Гонежука, Джанхота Натхо. Считаю, что были и остаются вне конкуренции и вне времени шлягеры Александра Зацепина, Максима Дунаевского, Евгения Крылатова и Алексея Рыбникова.
По закону рынка
- Почему, на ваш взгляд, прошедшие идеологическую машину цензуры советские песни тем не менее и сейчас популярны?
- Потому что они талантливо и неравнодушно написаны талантливыми людьми. В советские годы существовала установка на то, что песня должна отражать большие, светлые, искренние чувства. Считалось, что прежде всего человеком должен двигать духовный порыв. А потому песня выбирала в качестве героев обыкновенных, но очень правильных и привлекательных людей.
В советских песнях были заключены истинные чувства, поэтому они актуальны и сейчас. Мелодика была очень грамотно и чётко прописана, в ней преобладали выразительные интонации, с широкими скачками и опеваниями. Чтобы правильно исполнить такую музыку, требовалась профессиональная выучка, широкое дыхание, умение чисто интонировать.
Если говорить о современной песне, это товар, который по закону рынка надо быстрее продать. Она уже не отражает какие-то большие духовные ценности - зачем? Это чистое, без примесей высокой поэзии и музыки, развлечение, не рассчитанное на века. Интонационный словарь современной эстрады делится на два типа: коротенькие попевки узкого диапазона и зацикленные, повторяющиеся мотивы, которые могут воспроизвести люди с самыми средними вокальными данными.
Вы не замечали, почему сегодня многие включают музыку, когда чем-то заняты? Не для того, чтобы её послушать, а чтобы отгородиться от окружающего шума. Песня становится «слуховым пузырём», то есть теряет самоценность, её не воспринимают как нечто важное, но и обойтись без неё не могут.
- В одном интервью лидер группы «ДДТ» Юрий Шевчук сказал: «Да здравствуют носители культуры, потому что сейчас слишком много разносчиков». Так ли это?
- Полностью согласна. И дело тут не только в непрофессиональном подходе, - Шевчук ведь тоже университетов не кончал. Дело в отношении к написанию текстов и музыки. И приходится констатировать, что сегодня песенный жанр переживает упадок не только текстов, но и музыки. Потому что ноты и строки идут не от сердца, а от головы. Мысли не о том, как себя выразить, а о гонораре.
Поэтому лишь треть современных песен - это искусство, остальные - просто кич.
Сусана Даутова.
Родилась в 1987 г. с. Сергиевском Гиагинского района. В 2006 г. окончила Адыгейский республиканский колледж искусств им. У. Х. Тхабисимова. Годом раньше начала выступать в качестве солистки эстрадного ансамбля «Оштен» Госфилармонии РА.
Смотрите также:
- История талантливого пианиста и аранжировщика, круто изменившего свою жизнь →
- Сергей Верещагин - о бардовском движении и новых темпоритмах →
- Интервью с тенором Большого театра России →