Каноны красоты. В филиале музея Востока прошёл мастер-класс Мадины Саральп

   
   

Женское пространство

В филиале музея Востока прошёл мастер-класс Мадины Саральп.

Расшитая золотом и серебром парча, редкой красоты нагрудные броши и пояса - стилизованные национальные костюмы известного художника-модельера Мадины Саральп поражают зрителей с первого раза. 

Взгляд из прошлого

В Северокавказском филиале Государственного музея искусства народов Востока Арт-центр Madina Saral'p открыл экспозицию  «Лики прошлого в настоящем». 

Экспонатами выставки стали произведения трёх талантливых художниц: живописные и графические работы Зайны Эль-Саид и Имары Аккизовой в диалоге с адыгскими сае Мадины Саральп. В рамках экспозиции Мадина Саральп провела мастер-класс. 

   
   

По словам дизайнера, рукоделием она увлекалась с детства. Ей всегда хотелось  что-то шить, вязать, лепить из пластилина. Позже детское увлечение стало профессией. Она создаёт платье черкешенки прошлых веков в стиле XXI века. В её свадебный наряд в национальном стиле была одета принцесса Иордании Рим. Потом на страницах журнала «Hello» его описывали как образец высшего портновского мастерства. 

Сегодня произведения модельера находятся в собрании Российского этнографического музея  в Санкт-Петербурге, Северокавказского филиала Государственного музея Востока. А вдохновение Мадина черпает из детства. 

- Мне повезло, что бабушка была рядом долгое время, прожив 99 лет. Рождённая ещё до революции, она делилась со мной впечатлениями о жизни. В доме на стене висела старинная фотография с дедушкой и бабушкой в традиционных адыгских костюмах. И первое платье, которое мне в четыре года сшили, было сае из голубого китайского шёлка, споротого бабушкой с одеяла. Меня до сих пор вдохновляют бабушкины истории. И сейчас на многих сшитых мною  платьях есть белые воротнички - бабушкина фишка, - рассказала Мадина Саральп.

Каноны красоты

Именно детские ощущения часто становились темой для работ трёх самобытных художниц. О полотнах адыгской художницы из Иордании Зайны Эль-Саид можно сказать: коллаж или поп-арт. Но у каждой картины Зайны - своя история: не просто образы со старых фотографий, а бабушка и дедушка в адыгских костюмах, не просто фантик от конфеты «Красный мак» - Зайна хранила его под подушкой как дорогое воспоминание о незнакомой родине. Конфеты в Иорданию привезли из России первые туристы-адыги, приехавшие из Кабарды.

А для мастера Имары Аккизовой, создающей редкой красоты кукол, живопись - своего рода хобби, в которое она вкладывает душу. И она тоже - о корнях, о женской философии, о черкешенках.   
По словам М. Саральп, в последние годы в адыгском мире происходит заметное движение к истокам. Европейское свадебное платье всё больше проигрывает национальному адыгскому костюму. 

- Европейская эстетика является каноном нашего представления о красоте. Но
адыгское свадебное платье нисколько не проигрывает европейскому, транслируя именно европейские каноны красоты и оставаясь при этом культурным феноменом, - считает дизайнер, чьи работы хранятся в российских и зарубежных частных коллекциях.

Смотрите также: