Наличная фальшь. В Адыгее выросло число мошенничеств с поддельными купюрами

Юлия Терентьева / АиФ

Всё чаще в правоохранительные органы Адыгеи обращаются представители банков, крупных торговых центров и АЗС с одной проблемой - клиенты расплачиваются фальшивыми купюрами. Причём последние четыре года число нераскрытых преступлений в этой сфере неуклонно растёт. 

   
   

Не те тысячи

Чаще всего в Адыгее фиксируют появление фальшивых тысячных и пятитысячных купюр, поступающих из торговых точек, не имеющих специального оборудования для проверки подлинности банкнот.  

Подделка денежных знаков остаётся высокоходным бизнесом, который причиняет значительный ущерб экономике государства и отдельных его регионов. 

Проблеме профилактики и раскрываемости преступлений, связанных с оборотом фальшивых денежных знаков, было посвящено координационное совещание республиканской прокуратуры. 

По словам заместителя прокурора РА Антона Герасимова, в прошлом году в республике число преступлений, связанных с фальшивомонетничеством, увеличилось на 35,3%. 

«На юге России Адыгея не является лидером среди регионов, пострадавших от фальшивомонетчиков. Лидируют Ростовская область (1139 преступлений), Краснодарский край (777 фактов) и Волгоградская область (408). Профилактические меры, а среди них беседы с представителями бизнеса о необходимости оснащения торговых точек и касс магазинов необходимым оборудованием, в Адыгее осуществляются постоянно. Профилактика мошенничеств с фальшивыми деньгами привела к снижению их числа: если в 2006 году в Адыгее было зарегистрировано 269 преступлений, то уже в прошлом году - 46», - уточнил А. Герасимов.

Раскрываемость таких преступлений в прошлом году увеличилась. Свидетельство тому - громкое дело фальшивомонетчиков в Гиагинском районе. По данным прокуратуры Адыгеи, в ноябре 2015 г. 38-летний Арутюн Оганесян приобрел в г. Пятигорске 40 поддельных банковских билетов Центробанка России достоинством 5000 руб. и привлёк 36-летнего Руланда Каракозяна к их сбыту. В ноябре-декабре 2015 г. злоумышленники сбывали фальшивые купюры в торговых точках Адыгеи, Ставропольского и Краснодарского краёв, приобретая на эти деньги товары небольшой стоимости и получая сдачу.

   
   

На момент задержания 2 декабря 2015 г. осуждённые успели сбыть 19 поддельных банкнот. В результате суд признал обоих виновными и вынес Оганесяну наказание в виде лишения свободы на срок 1 год 8 месяцев, а Каракозяну - 1 год 7 месяцев в исправительной колонии общего режима.  

Ни следствия, ни экспертизы

Но говорить об успехах в борьбе с фальшивомонетчикам, мягко говоря, рано. Как показала недавняя прокурорская проверка, за два месяца этого года в республике зафиксировано 20 уголовных дел по факту обнаружения фальшивых купюр, то есть уже половина от всех прошлогодних дел. Фальшивые денежные знаки обнаруживались не в момент сбыта, а уже в банках. 

Сроки следствия по уголовным делам этой категории постоянно переносятся на 6-7 месяцев. Но до сих пор не установлено ни одного лица, виновного в совершении этих мошенничеств. Все двадцать уголовных дел, девять из которых совершены в Тахтамукайском районе, восемь в Майкопе и три в Теучежском районе, остаются нераскрытыми. 

«Проверка прокуратуры показала, что число преступлений, связанных  с фальшивомонетничеством, к примеру, в Тахтамукайском районе в прошлом году выросло в три раза - с 11 до 33.  Несмотря на наличие уголовных дел, связанных с оборотом фальшивых денежных средств, в отделах полиции Майкопского, Кошехабльского, Красногвардейского районов, города Адыгейска дела оперативного учёта преступлений о фальшивых купюрах вообще не заводили. Хотя по закону на каждое нераскрытое уголовное преступление должно быть заведено дело оперативного учёта», - говорят в прокуратуре.

Проще говоря, ни одной следственной проверки, ни одного расследования по делам поддельных денежных купюр не было. Кроме того, выяснилось, что экспертиза фальшивок либо назначалась слишком поздно, либо не назначалась вовсе. 

Член Совета по развитию гражданского общества и защите прав граждан при главе РА Нина Коновалова:
«В этом вопросе основную роль должны играть правоохранительные органы. И то, что в республике наметился рост преступлений с фальшивыми денежными знаками, говорит о качестве их работы. Если проследить публикации на эту тему, то можно понять, что качество подделок с каждым годом растёт. Хотелось бы в ответ видеть, как с каждым годом растёт число раскрытых преступлений в этой области. Чтобы люди знали, что к ним в руки не попадут талантливо нарисованные мошенниками бумажки, что полиция, ФСБ, Следственный комитет, а также банки и торговые точки обезопасили их от подделок. В этом деле волокита неуместна и опасна. Поверьте, люди ждут справедливости от работы правоохранительных структур. Кроме того, считаю, что в преступлениях с фальшивыми купюрами реальные потери несут представители торговых сетей, которые сэкономили на специальном оборудовании для проверки подлинности денежных знаков. Аппараты по проверке денег - это круг интересов торговых точек, безопасность экономики России. Но на деле странная какая-то экономия выходит. Ведь ни один банк не принимает выручку без проверки. Неужели терять тысячи дешевле?»

Беру след или не беру? 

При подготовке к координационному совещанию прокуроры проверили все приостановленные уголовные дела и те, что находятся в производстве. Проверка показала, что следователями допускается волокита с момента возбуждения дела, не принимаются все предусмотренные меры к разоблачению причастных лиц. Факты волокиты и бездействия следователей по данным уголовным делам не всегда пресекаются. В итоге 40 преступлений прошлого года и 20 преступлений этого года оказались нераскрытыми.   

К примеру, следователь отдела МВД по Тахтамукайскому району по делу об обнаружении фальшивой купюры в а. Новая Адыгея в январе этого года два месяца не проводил никаких следственных действий и проверок. 

В прокуратуре считают, что, имея богатый опыт противодействия в сфере мошенничеств и экономических преступлений, сотрудники СУ СКР по Адыгее и республиканского МВД должны оперативнее реагировать на мошенничества в сфере фальшивых купюр, подрывающих экономическую основу государства, и, не дожидаясь очередного звонка от граждан и сотрудников банка, отрабатывать их по горячим следам.

Прокурор Адыгеи Василий Пословский:
«Наличный денежный оборот занимает значительный удельный вес в производимых расчётах. Поэтому подделка денежных знаков в настоящее время остаётся высокодоходным бизнесом, причиняющим значительный ущерб экономической безопасности государства. При этом тревогу вызывает тот факт, что в 2016 году на территории Адыгеи количество зарегистрированных преступлений, связанных с фальшивомонетничеством, увеличилось более чем на треть. Считаю, что в этой связи необходимо совершенствовать методы работы правоохранительных органов по борьбе с указанным видом преступности, повысить качество раскрываемости и предварительного расследования преступлений этой категории, активизировать деятельность по профилактике фальшивомонетничеств. Нужно немедленно принимать необходимые меры, направленные на повышение эффективности деятельности правоохранительных органов по профилактике, пресечению, выявлению и раскрытию преступлений, связанных с фальшивомонетничеством».

Смотрите также: