Какую роль в самоуправлении играет гражданское общество?

Фото: АИФ

   
   

В апреле в Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Адыгея» произошло серьёзное изменение - новым председателем правления Ассоциации стал Дмитрий Ушаков, который буквально за месяц до этого события был избран председателем Совета народных депутатов Майкопского района на второй срок.

О том, как и чем живёт сегодня местное самоуправление, всё ли здесь решают деньги и какие задачи стоят перед Ассоциацией рассказывает новый руководитель общественной организации, объединяющей глав 60 муниципалитетов Адыгеи.

У кого душа болит?

- Дмитрий Анатольевич, вы не первый год в местном самоуправлении. Так что же мешает системе нормально функционировать, помимо понятного отсутствия средств?

- Выделяя несколько факторов, объясняющих причину проблем в местном самоуправлении, я бы не стал ставить на первое место финансы. Это вообще отдельная тема разговора. Она важная, но не она ключевая.

В числе основного фактора я бы назвал отсутствие в стране того гражданского общества, которое участвует в управлении муниципалитетом, сельским поселением. До тех пор пока каждый житель не поймёт, что он не просто часть муниципального сообщества, но и фигура, способная влиять на общественно-социальную жизнь, толку не будет. Большинство не ассоциирует себя с управлением муниципалитетом, хотя власть народа никто не отменял. Сегодня есть граждане - кто-то с более, а кто-то с менее гражданской позицией, а вот гражданского общества, к сожалению, ещё нет. Впрочем, мы его строим, а процесс этот достаточно длителен.

- Просто многие не понимают, как, сидя в комбайне или работая в школе, можно решать судьбу села или аула, не говоря уже о городе.

   
   

- Наверное, многие просто не задумываются над этим. А ведь участие в управлении муниципалитетом начинается с тех же выборов. Сейчас же психология чаще всего такова - кого избрали, тот пусть и «рулит». Но решить стоящие перед муниципалитетом проблемы - большие или малые, можно только сообща. Просто мера ответственности у избранного во власть должна быть несоизмеримо больше. А за то, чтобы поселение, район жили лучше, душа должна болеть у всех.

- Думается, что душа иногда не болит и у тех, кто избран или поставлен руководить тем или иным участком.

- Это ещё один немаловажный аспект - кадровая проблема. Не секрет, что в местном самоуправлении работает немало людей, которые пусть поверхностно, но хотя бы знают эту специфику. Многие просто имею опыт управленческой работы ещё со времён колхозов и совхозов. Одно дело, что далеко не все из них со своими обязанностями справляются, другое - смены им пока не видно. Каким бы ни был 131 закон о местном самоуправлении, он требует определённых умений, знаний и навыков. А на селе сегодня таких специалистов по пальцам пересчитать. К примеру, нет юристов, а ведь всё в муниципалитете начинается с правовых вопросов. Нет специалистов в области землеустройства, финансов.

Кадровый дефицит

- Может ли каким-то образом на решение этой проблемы повлиять Ассоциация, возглавляемая вами?

- Самым непосредственным образом. Именно Ассоциации принадлежит инициатива подготовки и переподготовки управленческих кадров - муниципальных служащих. По инициативе Ассоциации и при непосредственном участии комитета РА по взаимодействию с органами местного самоуправления принята соответствующая республиканская программа, выделены бюджетные средства. Так что работа в данном направлении уже начата. Мы также продолжим работать и с вузами, которые готовят управленческие кадры - профильный факультет, например, есть в МГТУ.

- Финансовую сторону вопроса вы не затрагиваете?

- В части оплаты труда муниципальных служащих? Она зависит от количества населения в том или ином муниципалитете. Поэтому одинаковой зарплаты нет даже у председателей советов народных депутатов. А если будет лучше жить муниципалитет, так закон позволяет её увеличивать. Так что есть и стимул.

Если же вы спрашиваете о полномочиях, подкреплённых финансово, то отвечу, что в каждом муниципалитете остаются нерешёнными абсолютно незатратные вопросы. Ну, например, благоустройство.

Сразу же после мартовских выборов глава Адыгеи Аслан Тхакушинов поднял очень большую проблему - чистоты, и поставил задачу привести территорию республики в порядок, вернуть её былую славу самого чистого региона юга России. И как первый шаг помощи муниципалитетам власть безвозмездно предоставила им спецтехнику, потратив приличную сумму. Но разве нужны деньги для того, чтобы просто убрать возле своего дома? Это к слову об ответственности и авторитете руководителя органа местного самоуправления.

Районы разные - проблемы общие

- Какие объединяющие для всех муниципалитетов Адыгеи факторы -негативные и позитивные - вы бы могли выделить?

- Если есть позитивные моменты, то они у всех муниципалитетов одинаковые. Собственно, как и проблемы. У кого-то в большей, у кого-то в меньшей степени, но они схожи. А главная - в самом 131-ом законе. В 2003 году он был абсолютно сырым, но и спустя девять лет требует серьёзных изменений, белых пятен в нём пруд пруди. Хотя ни одни федеральный закон за такой, в общем-то, небольшой срок не претерпевал столько изменений и поправок.

Одна из проблем, например, отсутствие чёткого разграничения в так называемых смежных полномочиях. И когда власти районные, и власти поселковые не могут на законных основаниях определить, кто в какой степени занимается газификацией или культурой, начинаются проблемы. Пока что они решаются исключительно благодаря человеческому фактору - как ладят между собой глава района и глава поселения. Понимание между ними, конечно, должно быть, но отношения строиться должны с точки зрения закона. А нет контакта - начинается перекладывание ответственности друг на друга, от которого проигрывает обычный житель.

- Между тем муниципалитеты продолжают жаловаться на недофинансирование полномочий.

- И справедливо жалуются. Другое дело, что не во всех муниципалитетах работают все рычаги для того, чтобы зарабатывать. Но это уже вопрос опыта и кадров. Но тут и власть помогает. Вот, например, по инициативе главы Адыгеи городским и сельским поселениям передана часть транспортного налога. Это реальные деньги и, естественно, очень существенная помощь. Сейчас инициируется предложение передать территориям до 50% транспортного налога и сделать его использование целевым - в конце концов, дороги и тротуары во многих населённых пунктах в удручающем состоянии. Между тем нехватка средств, конечно же, ощущается. Полномочий становится больше, а адекватного перераспределения средств нет. Это федеральная проблема.

- Ассоциации «Совет муниципальных образований РА» 6 лет. Что, на ваш взгляд, пора поменять в её работе?

- Я бы назвал эти годы - периодом становления Ассоциации. Мой предшественник Виталий Гуменюк, который, к слову, теперь является её исполнительным директором, создавал Ассоциацию путём проб и ошибок, привлекая к работе своих коллег, многие из которых не верили в успех этого предприятия. Но годы доказали, что существование Ассоциации принесло немало пользы.

Прошедшие для организации годы можно считать теоретическим курсом - проводился сбор информации, обозначались проблемы, создавался институт методической помощи, а теперь пришло время практической реализации всех идей и существующих полномочий. Как пример, необходимость принятия соответствующих республиканских программ, может быть, на основе софинансирования - по типу федеральных, с долевым участием регионов. Для муниципалитетов сейчас очень важно решить проблемы дорог и уличного освещения. Но содержание таких программ должно быть не только смысловым, но и финансовым. Поэтому будем работать в тесном взаимодействии с органами исполнительной и законодательной власти, где до сих пор всегда находили поддержку. Тем более что представители Кабмина и парламента входят в правление Ассоциации.

Смотрите также: