Не успели педагоги Адыгеи ознакомиться с проектом пензенского образовательного форума о ценностях национального образования и воспитания, как на их головы Минобрнауки России сбросило ещё один проект - «Стратегия развития воспитания» - в котором, как выяснилось, нет ни слова о том, что Россия - многонациональная страна.
Плоды воспитания
Проект на сегодня нужный и важный. По мнению педагогов Адыгеи, о воспитании, в том числе о его национальном компоненте, надо было задуматься давно. После распада Советского Союза, где воспитанием детей занимались все: семьи, детсады, школы, театры, кинотеатры и музеи, в 90-х воспитание подрастающего поколения отошло на второй план. Его частично сбросили на детсады и школы.
«Я не поленился и заглянул в словарь. Что значит слово «стратегия» в переводе с древнегреческого? Искусство полководца. Военный термин. Это подчёркивает значимость документа, который должен быть разработан детально. Однако на деле искусством предложенная стратегия не блещет. Документ, по моему мнению, является сырым. Он состоит из фрагментов нормативных документов и законов, носит декларативный характер, не содержит в себе чёткой, осмысленной идеи, методология изложена несколько некомпетентно. Значит он не может претендовать на статус нормативного документа. Непонятно, кто является субъектом воспитания. Очень хорошо прописана часть, где сказано о роли родителей. А дальше «перепрыгнули» на школу. Опять школа? А до школы воспитания нет? Где детсады, улица, окружение и самое страшное - соцсети? У нас вся система воспитания на воспитание не работает. Федеральный закон об образовании - формальность. Он не раскрывает того, что будет реализовано на практике», - считает доверенное лицо президента России, учитель майкопского лицея №8 Алексей Стальной.
С 90-х годов воспитание человека отошло на второй план. Хотя заниматься им должны не отдельные образовательные учреждения, а государство.
Мы уже поплатились за это оттоком мозгов за границу. Но получается, что всё возвращается снова.
«Мы гордимся своей богатой этнической культурой. Почему же она практически не отражена в проекте стратегии воспитания? Да, в школах есть национальный компонент - изучение адыгейского языка и литературы. Но это образование. А где изучение традиций и уклада народов республики, их истории, которое надо начинать с детского сада? Особенности каждого региона в документе не учтены и не прописаны. Как можно недоработанный документ, без учёта национальных особенностей страны, представлять на рассмотрение правительства?» - задаётся вопросом председатель регионального отделения ДОСААФ России по РА Тимур БАРЧО.
Дали цивилизации
Педагоги республики считают, что с детсадовского возраста ребёнка надо учить труду: пришить пуговицу, работать молотком, развивать музыкально, развивать физически. А значит, пересматривать всю программу дошкольного воспитания.
«В Адыгее стали строить много спортивных сооружений. Но из-за того, что дети сидят сутками в Интернете, эти здания скоро будут пустовать», - подчеркнул А. Стальной.
По мнению его коллеги, директора майкопской средней школы №13 Натальи Ткаченко, если эту стратегию примут в первоначальном варианте, мы получим мину замедленного действия. В ней отражается подход к западной гуманистической педагогике, что не соответствует образовательным и педагогическим традициям России.
«Вместо стратегии развития национальной системы воспитания представлен абстрактный, концептуальный продукт, призывающий к введению неких общечеловеческих ценностей, без конкретики воспитательного процесса. У нас есть наши, российские ценности, которые мы должны, вопреки всем европейским понятиям, формировать в своих детях», - считает Н. Ткаченко.
По её мнению, само понятие «общечеловеческие ценности» уже несёт разрушительные тенденции. Здесь предлагается вариативная ценностная система - ребёнок, выбирай! А кто научит детей различать добро и зло? Мы говорим о духовно-нравственном воспитании? Для россиян это грех, совесть, любовь, добро и зло. В документе эти слова не задекларированы, и самое главное, не сказано, какими должны быть плоды воспитания.
Педагога также настораживает такой пункт проекта, как «расширение государственного и частного партнёрства в сфере воспитания». Наталья Ткаченко предлагает вспомнить 90-е годы, когда Фонд Сороса финансировал «интересные» образовательные проекты, а потом начался отток мозгов из страны.
Тревогу педагогов понять можно: 90-е годы выбили почву из-под ног. По словам Тимура Барчо, процесс воспитания должен быть скоординированным. Мы часто говорим, что молодёжь у нас плохая. Но кто её такой воспитал? Пример - основа воспитания.
«Да, стратегия воспитания нужна. Человек, который в XX веке побывал в космосе, придумал Интернет, сегодня запросто убивает себе подобного. Это государственная проблема. Простой пример: мои дети учатся в Краснодаре. В предмете «Кубановедение» нет ни слова об адыгах. А недавно на сайте одной кубанской туркомпании читаю: «В тур входит экскурсия к дольменам» и сноска: «дольмен - захоронение древних турок». Так чего тогда требовать от детей? У нас отличная внешняя политика, а внутренняя политика страдает. Об этом надо говорить открыто», - рассказал сопредседатель регионального штаба ОНФ в Адыгее Альберт Багов.
Но почему чиновники от российского образования не обращают никакого внимания на национальные традиции? Недавно в республике прошёл первый этнофестиваль, на который съехались гости со всей страны. Почему ни одна школа Адыгеи не привезла на праздник детей? Это было бы реальное приобщение к культуре народов Адыгеи. Другое дело, что их попросту не пригласили?
В республике ежегодно отмечают адыгский Новый год, проводят праздники казачьей песни, фестиваль адыгейского сыра. Сказать, что республика бедна на этнокультурные события, нельзя. Но где же их самые главные зрители - дети? Или гордость за свою малую родину в стратегию воспитания не входит?
Смотрите также:
- Наталья Ткаченко: «Не от всего, что есть на Западе, надо отказываться» →
- Обезличенная история. Школьный учитель о «живом» фашизме и идее нации →
- Сергей Булгаков: «Пора исправлять ошибки 90-х» →