Майкоп, 13 декабря - АиФ-Адыгея.
- Анализируя мировые события, я знаю, где начнётся следующая война. Это тем более понятно в состоянии информационной интервенции, которая сегодня обрушилась на россиян, - рассказала в интервью «АиФ-Адыгея» доктор исторических наук Елена Малышева.
Без милосердия
- 5 декабря страна отметила 71-ю годовщину начала битвы под Москвой. А знает ли молодёжь об этой странице истории?
- К сожалению, нет. Сегодня историю перестают изучать уже в школе. Более десяти школьных учебников по истории России приводят взаимоисключающие факты и концепции. Что остаётся в головах школьников? В лучшем случае, минимум. Исчезла гордость за свою страну, которая есть у европейцев, сколько бы проблем и революций ни было. В советских учебниках негатива не было - он оседал в архивах, под грифом «совершенно секретно». С 90-х годов историки бросились в другую крайность, и до сих пор негатив о советском строе валится на наши головы. Зачем? История страны не может быть написана одной краской.
- Значит, прав Радзинский, называя историю России «историей катастроф»? - Прав в том, что сплошной негатив для людей, не знающих позитивных фактов, не умеющих анализировать историю - процесс разрушительный. Почему не создать объёмное изображение? В истории, как в человеке, есть плюсы и минусы. А мы обрушили на своих детей сплошной негатив. Как же тогда воспитывать в молодых гордость за свою страну? На каких примерах? Кодекс строителя коммунизма был построен на 10 библейских заповедях. Но даже зажатые в жёсткие рамки идеологии, трансформированные, они воспитывали в молодых осознание величия своего Отечества, желание прославить страну, нормы морали. У современников понятия «милосердие», «сострадание», «уважение» часто остаются за бортом жизни.
За всю историю человечества в войнах погибло 360 млн человек. Только в XX в. Россия участвовала в двух мировых войнах. Не успели пережить развал СССР, как на нас обрушилась масса информационных баталий. Мы сейчас - в состоянии информационной интервенции. Значит, надо обороняться: в чём-то соглашаться с миром, в чём-то твёрдо сказать своё «нет». Я точно знаю, где начнётся следующая война - в сознании людей.
В этом году Россия отмечает массу памятных дат. Кто-то сказал: «человек, который не знает своей истории, напоминает ребёнка, потерявшего своих родителей». Он беспомощен и безоружен. Прошлое - фундамент, на котором зиждется ментальность и государственность. А у нас историческая амнезия. Мы не чувствуем себя победителями Наполеона, Гитлера. Многие абитуриенты наших вузов не знают, как расшифровать аббревиатуру СССР, чем отличается Отечественная война от Великой Отечественной, какие ветви власти перечислены в Конституции. Мы теряем своё прошлое не только в процессе глобализации. Он движется вне зависимости, нравится нам или нет. Но Россия должна сохранить свою непохожесть, многоязычие и многокультурье. Мы - уникальная страна. Если случится катаклизм, то Россия сама, без посторонней помощи, с богатыми природными ресурсами, пресной водой проживёт 200-300 лет, а Великобритания «сдуется» уже через 4 месяца.
- Судя по интеллекту, абитуриенты не всегда готовы к учёбе в вузе?
- Простой пример: в наших вузах на историю России - от изучения мировых цивилизаций до валового внутреннего продукта - даётся один семестр, всего полгода. Во времена СССР только историю КПСС изучали два года, с тремя зачётами и экзаменом. Сегодня, в период информационной войны за умы и сердца, идёт вытеснение государственного влияния из сферы образования. Это губительно для России. Как и переход на коммерческое обучение. Москва спустила директиву: до 60 тыс. руб. повысить плату за годовое обучение - это вытеснение из образования талантливой молодёжи.
А как у них?
- Вы полгода проработали в Стокгольмском университете. Чем отличается их система образования?
- Я работаю в вузе 34 года и не понимаю, что такое платное образование. Почему оно бесплатное в Швеции? Они не взяли за основу Болонскую систему. Они гордятся собственной. За два года можно осилить первую ступень высшего образования. Бакалавриат - вторая ступень, магистратура - третья. Затем - докторат. Посещение занятий свободное. Подготовка по большей части самостоятельная. Но обязательные экзамены. И всего три оценки: «зачёт», «незачёт», «высший зачёт». После любой попытки списать - вежливое «спасибо, вы свободны».
Швеция занимает третье место в мире по количеству людей, получающих второе образование в возрасте до 65 лет. Даже на 3-месячных курсах йоги или немецкой философии студенту, независимо от возраста, дают на льготных условиях образовательные кредиты, платят стипендию 290 шведских крон. Образование в Швеции - это не сфера услуг, как у нас, а приоритетная задача государства. Это заинтересованность страны в специалистах и стабильности.
- У нас тоже есть заинтересованность. Почему же не работают реформы?
- Ещё со времён Ивана Грозного все наши реформы носят глобальный характер, проводятся «сверху», в короткий срок. И ведут к обнищанию народа. А где в период кризиса должны быть командиры? Впереди, на лихом коне! Когда в стране такое расслоение общества, образование должно стать первостепенной целью государства. После Второй мировой войны полуразрушенная Япония выделяла на образование каждого ребёнка 10 долларов ежегодно. Япония сегодня - это восхищение и шок. А государство, которое урезает деньги на образование, столкнётся с проблемой петровской России, когда преподавателями были иностранцы.
ДОСЬЕ: Елена Малышева родилась в 1947 г. в казахском г. Темиртау. В 1969 г. с отличием окончила филфак Адыгейского пединститута, но всегда мечтала заниматься историей. В 1969-1975 гг. работала в обкоме комсомола. В 1976 г. поступила в аспирантуру пединститута, досрочно защитилась. С 1979 г. преподаёт историю в alma mater.
Смотрите также:
- Герой России Эдуард Цеев: «России не хватает знающих командиров» →
- Казбек Ачмиз о новых стандартах, нефти и любви →
- Саид Багов о словесности →