Примерное время чтения: 9 минут
196

Казбек Ачмиз о новых стандартах, нефти и любви

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. АиФ - АДЫГЕЯ 31/08/2011

- Я не понимаю, что значит - идти в ногу со временем. Ценности с годами не меняются, человеку по-прежнему дороги простые вещи: мир, понимание, семья, родина. Все остальное - суета сует, - рассказал в интервью «АиФ-Адыгея» заслуженный работник народного образования Адыгеи, отличник народного просвещения Казбек Ачмиз. Новые стандарты без работяг?

- С этого учебного года среднее профобразование России переходит на новое, третье поколение образовательных стандартов. Новые стандарты - новые правила. Как с сентября изменится работа педколледжа?

- Особых, серьезных отличий нет. Однако доработка необходима. Чем мы привлекали студентов в педколледж? Тем, что абитуриент знал, поступая к нам: он получает профессию учителя начальных классов, преподавателя английского языка 9-11 классов, воспитателя в дошкольных учреждениях. А потом мог по собеседованию, без ЕГЭ поступить на профильные факультеты Адыгейского госуниверситета и закончить его за 3-4 года. Дополнительная подготовка требовала хорошей практической базы. И она у нас была. Теперь, по новому стандарту предполагается лишь углубленное изучение только в двух направлениях: учитель начальной школы и воспитатель детсада. Правда, увеличились часы на практику, осталось преподавание иностранного, к знанию которого требования ужесточились. Это не значит, что качество преподавания снизится, но возможности наших студентов заметно сужаются в образовательном пространстве. Может, беру грех на душу, но мне кажется, что ректорское лобби в стране очень сильное. Законы о высшем профобразовании расписаны по пунктам, а среднее профессиональное оказалось в загоне. Как вы колледж назовете...

- Сегодня многие выпускники школ стремятся к высшему образованию...

- Но ведь в любом производстве нужен и мастер, и прораб, и бригадир - люди, которые на порядок больше рабочих знают о производственном процессе, умеют его организовать. Сегодня эта организационная структура оказалась на задворках образования. Более 10 лет назад, мы в Адыгее проводили совещание руководителей средних педагогических учебных заведений. И уже тогда о среднем профобразовании говорили, как о практикоориентированном, т.е. колледж должен был стать первой ступенью высшего образования, бакалавриатом. Как теперь будем называться - не знаю... Одно утешает: новые стандарты еще будут дорабатываться.

Новые стандарты - новое будущее

- Свой визит в Адыгею Президент России Дмитрий Медведев посвятил образованию. Чем запомнилось выступление главы государства перед преподавательским составом республики?

- Понравилось то, что проблемы, связанные с новыми стандартами образования, Дмитрий Анатольевич знает изнутри. Видимо, сказался тот факт, что он несколько лет курировал национальный проект «Образование». Я солидарен с Медведевым в том плане, что после конституции образовательный проект - самый важный документ страны. Принимая новые стандарты, мы принимаем будущее. А будущее страны всегда было в руках учителя.

- В связи с принятием новых стандартов, много нареканий было в адрес министра образования и науки РФ Фурсенко. Ваше мнение?

- Нормальный мужик! Вдумчивый. Хорошо разбирается во всех проблемах образования, готов к диалогу. Просто СМИ и оппозиционные газеты выхватывают куски из выступлений и раздувают скандалы на пустом месте.

ЕГЭ или ИГО

- Тогда о Вашем отношении к ЕГЭ?

- Адыгея была одной из первых пилотных площадок страны, где единый госэкзамен шел как эксперимент. Отношение к ЕГЭ скорее положительное, чем отрицательное. Хотя двумя руками за него голосовать не буду! Мы позиционируем русский язык, язык Пушкина, Лермонтова и Толстого как государственный. Но ЕГЭ не позволяет выявить знания выпускников. Единый госэкзамен должен быть одной из форм сдачи, но не единственной. Нельзя богатую русскую литературу, язык вгонять в рамки теста. Это преступление перед будущими поколениями! Сочинения заставляли думать, анализировать. А шпаргалки существуют столько, сколько существует студент. Но «шпора» «шпоре» - рознь! Поневоле приходилось штудировать произведение, изучать характеры героев. А сейчас вся «Война и мир» умещается в кратком содержании на двух страничках, а в эссе - и того меньше, на одной. Кому от этого польза? Не ученику - точно!

- Декан факультета математики и компьютерных наук Адыгейского госуниверситета Дауд Мамий на встрече с Президентом РФ сказал, что обучение в школе свелось к натаскиванию по ЕГЭ, из программ исчезает такая наука как геометрия - основа математики...

- Согласен полностью! Что такое три вопроса по геометрии в кимах по ЕГЭ? Смех да и только! Но с другой стороны, изменилось и отношение к школьной программе самих учащихся и их родителей. Выбирают: что важно, что нет. Чем это чревато? Духовным обнищанием. Других слов не могу подобрать. Уже несколько лет мы в колледже организуем группы выравнивания, с 15 октября по 15 декабря, два раза в неделю. В том числе, для тех, у кого по ЕГЭ баллов - на «пятерку». Например, начинаем с того, что при отличном аттестате учим английский алфавит, грамматическое построение предложений, историю, биологию, математику, русский. Первый учебный год уходит на то, чтобы подготовить студентов к получению знаний по профессии. Что не добирают в школе, тому доучиваем мы, чтобы не оказаться у разбитого корыта. ЕГЭ для нас превратилось в ИГО. И все же...

- Есть результаты?

- Есть! В этом году из 77 выпускников педколледжа 22 получили диплом с отличием. Наши выпускники могут преподавать информатику, английский язык. Не хочу сказать, что по информационной насыщенности мы впереди планеты всей. Но наши показатели выше общереспубликанских. К октябрю подключим к Интернету и библиотеку, где каждые 5 лет обновляется книжный фонд.

«На Украине нас встретили укором»

- Колледж носит звание Героя Советского Союза Хусена Андрухаева. Как вы, историк, оцениваете сегодняшнюю «правду» о Великой Отечественной войне?

- Мой директор педучилища Фазиль Напсо как-то на встрече со студентами высказал глубокую мысль: «Запомните, Великую Отечественную войну выиграл учитель! Мы подготовили тех, кем вы сегодня гордитесь». Недавно мы с депутатами Госсовета-Хасэ Адыгеи и студентами колледжа побывали в селе Дьяково на Украине, где и сейчас стоит памятник Андрухаеву за его подвиг. Как нас встретили жители? Укорами: «Почему остановились в пансионате, неужели землякам героя не нашлось бы места в наших хатах? Вы же наши братья!» Сегодня многие «перекраивают» историю, но сердца людей «перекроить» невозможно. Видели бы вы глаза детей! А 8 ноября мы повезем первокурсников на родину Андрухаева, в аул Хакуринохабль, где находится музей героя. После этого они традиционно пишут сочинение: «Что для меня значит подвиг Хусена Андрухаева?» Есть среди сочинений ура-патриотические. Но мне ближе те, в которых написано: «Хотелось бы никогда не оказываться в такой ситуации, когда на кону стоят жизнь или смерть» или «Пусть все войны начинаются и заканчиваются за столом переговоров».

Над кем смеетесь?

- Ваше отношение к судам истории?

- Двоякое. Плохо, когда, получив историческое образование, люди начинают в угоду конъюнктуре сочинять мифы. Просто стало вдруг модно искать каверзу в благородных порывах мальчишек-добровольцев, убегавших на фронта Великой Отечественной. Наш земляк Михаил Карницкий погиб в боях под Новороссийском. Чтобы помочь боевым товарищам выйти из окружения, пошел под пули, на верную смерть, крикнув напоследок: «Братцы, не поминайте лихом!». Можно сказать: неоправданная глупость и не поминать. А можно склониться перед человеческой силой и мужеством. Говоря о великих стройках Магнитки и Днепрогэса, можно вспоминать о подвиге народа, а можно - об очередях за продуктами и в туалет. Мелко! Опять же - от воспитания зависит. У нашего легендарного ашуга Цуга Теучежа есть прекрасное высказывание о том, что прошлому мстить - дело неблагодарное и неблагородное. Выстрелишь в прошлое из пистолета, оно даст по тебе из пушки.

«Шерше ля нефть»

- А разве создание комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России при Президенте РФ, членом которой вы являетесь, - не доказательство тому, что палят? И не из пушек, а из гранатометов?

- Для того комиссия и создана. Значит, не все благополучно с нашей историей. Извлекать из нее уроки сложно, особенно если ты там «наследил». А как не наследить? Обратите внимание, насколько мизерное количество часов отдано урокам истории в школе. А ведь она воспитывает гражданина, защитника. Что сегодня знают наши дети, если Великой Отечественной в учебнике уделено 1-2 параграфа? Необходимо изучать и сдавать историю в колледжах и вузах, вне зависимости от специальности, которую получают студенты. Мы теряем память о своем прошлом. Это не гранатомет, а бомба в будущем. Недавно членами комиссии издан шеститомник, где приоритет отдается историкам, которые в своих исследованиях опирались только на факты, не прогибаясь под власть. И давайте честно: не из-за принцесс сегодняшние войны. Шерше ля нефть, а не принцесса! Поэтому, пока не поздно, вернемся к идее просвещения! Конечно, новую «Историю государства Российского» не каждый осилит. Но давайте пробовать - Россия богата на таланты и сильна своим многообразием.

Досье

Казбек Ачмиз родился в 1946 г. в Туапсе Краснодарского края. В 1964 г. закончил Адыгейское педучилище с отличием, в 1969-м - физмат Адыгейского пединститута затем - исторический факультет Кубанского госуниверситета. Трудовую деятельность начал в СОШ №6 г.Майкопа, работал в обкоме комсомола, ответсекретарем Всероссийского общества «Книга», ученым секретарем Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований. С 1988 г. - директор педколледжа им. Х.Андрухаева. Доктор исторических наук, председатель правления общества «Знание» РА, зампредседателя общественной палаты РА. С 2010 г. входит в состав рабочей группы по совершенствованию и развитию исторического образования Комиссии при Президенте РФ по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. Женат, имеет двоих дочерей.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах