Майкоп, 19 апреля - АиФ-Адыгея. Каждый народ имеет страницы прошлого, которые льстят самолюбию, и страницы, которые хотелось бы забыть. Но не значит, что надо помнить всё самое тяжёлое и страшное, на чём упорно сосредотачиваются историки в последние годы, - считает заслуженный деятель науки России, доктор исторических наук Эмилия Шеуджен.
Учебник без политики
Аргументы и Факты - Адыгея: - Нарекания в адрес учебников истории звучат давно. Теперь идея единого учебника истории России озвучена президентом страны. Будет она иметь успех?
Э.Ш.: - Все надежды мы всегда связываем с одним человеком. Идём с челобитной к царю-батюшке, президенту - это наш российский менталитет. На создание учебников, вышедших в 90-е годы, историки получили зарубежные гранты. Неужели вы думаете, что Сорос стал бы тратить огромные деньги на то, чтобы рассказать нашим детям о величии России? Об ужасах - пожалуйста! Но по страницам истории для детей не должна течь кровь. Сейчас опомнились. Но для создания нового учебника надо достигнуть общих базовых позиций.
Научные подходы должны быть апробированы на уровне академической науки: учебниками должны заниматься все специалисты - от «античников» до исследователей последних событий, без политической конъюнктуры, опираясь на документы и исследовательский опыт. Но современным «авторам» стали ближе хорошо оплачиваемые политические экскурсы в историю, нежели трудоёмкое её постижение. Может, и удастся создать единый учебник. Но он, скорее всего, не удовлетворит запросы нашего «расколотого» общества.
Герои не нашего времени
Аргументы и Факты - Адыгея: - 18 апреля Россия отметила День воинской славы - победу русских воинов в Ледовом побоище, а 4 ноября отпразднует конец смутного времени в Древней Руси. Мало нам в XXI веке побоищ и смуты?
Э.Ш.: - Обращение к историческим сюжетам - вещь полезная. Благодаря им в обществе поддерживается историческая память, утверждается оптимизм, любовь к своей стране. Опыт прошлого показывает: недостаточно освоить и заселить определённое пространство Евразии и сказать: «Мы россияне». Существенно не то, что мы россияне, а то, что мы граждане России. Это значит, знать, «откуда есть пошла» страна. Ведь то, что кажется далёким прошлым, может проявиться сегодня. История проучивает тех, кто у неё не учится. Нам нечего стыдится своей истории.
Люди нуждаются не только в хлебе, но и в знаковых исторических событиях, способных поддерживать самоуважение. К ним может быть отнесено и Ледовое побоище - победа Александра Невского над рыцарями Ливонского ордена крестоносцев на Чудском озере. Несмотря на попытки подвергнуть сомнению значение Ледового побоища, героизм русских воинов в этой битве не стал меньше, а кровь, пролитая за Отечество, менее священной. Битва произошла в сложное для Руси время и сплотила народ против внешних врагов.
Древняя история нужна и для того, чтобы понять особенности сегодняшней жизни. К примеру, Карамзин писал, что самым страшным последствием монгольского нашествия стало не разрушение городов и многотысячные жертвы, а то, что мы выучились низким хитростям рабства. Не поэтому ли сегодня по любому поводу и без мы кланяемся власти, становясь бесчувственными к обидам и стыду? Причины сегодняшних бед ищите в истории.
Аргументы и Факты - Адыгея: - Сегодня молодые люди истории не знают. Так каким страницам их учить?
Э.Ш.: - То, что не знают истории, во многом мы сами виновны, позволив разорвать связь времён, подорвать доверие к предшествующим поколениям. Это трагедия нашего времени. Учить ничему не надо, современные молодые люди имеют массу возможностей для получения знаний. Но мы не прививаем им навыков и вкуса интеллектуальной работы. Даже студентам нашего факультета трудно работать с серьёзной исторической литературой. У меня есть тема по теории истории «Модификация ландшафтов». Объясняю - никакого впечатления. Пытаюсь упростить, спрашиваю: «Читали «Робинзона Крузо»? И понимаю, что большинство даже не слышало о таком персонаже. Начинаю рассказывать, как он на необитаемом острове создавал привычный ландшафт Англии. Потом говорю: «Продолжим лекцию», а мне в ответ: «Подождите, а чем дело закончилось, спасся он или нет?
Власть толпы
Аргументы и Факты - Адыгея: - Почему человек, живущий в относительном достатке и сытости, перестаёт читать?
Э.Ш.: - Сытость - важный критерий. Трагично, если в обществе есть голодные люди. Но человеку важно стремиться к горизонту. Если утрачивается состояние движения, это приводит к глубоким и затяжным кризисам. Стабильное общество существует 1,5 тыс. лет, а потом начинается распад. При этом экономические трудности не первичны. Первичен сам человек. То, на что в нашем обществе привыкли не обращать внимания.
Мы как заворожённые говорим о демократии, считая, что именно она решает все проблемы. Но ещё со времён Аристотеля, тирания и демократия считались самыми ущербными и неправильными формами правления. История свидетельствует, что демократия (власть народа) постепенно перерождается в охлократию (власть толпы). Перечислю её признаки: не ценится жизнь человека, высмеивается образованность, перестают быть значимыми моральные принципы, человек звереет и дичает. Ничего не напоминает?
Аргументы и Факты - Адыгея: - То есть с исторической точки зрения, не на подъём экономики надо бросать все силы?
Э.Ш.: - Конечно. Простой пример. Прокладывается дорога. Она крайне нужна тысячам людей. А что в результате? Деньги разворованы, дороги нет, виновных тоже. Наше общество вошло в жуткий коллапс, из которого трудно выбраться. Но надо. Люди должны сами почувствовать, что так жить нельзя, что мы превращаемся в дикую орду. Сегодня ничего не стоит убить ближнего, будь то ребёнок или старик. После войны мы, девчонки, собирались и шли за гору купаться в Курджипсе. И не боялись. А сейчас? Даже представить себе такое невозможно.
Я не сторонник теории прозападных заговоров - сами разложились буквально за несколько лет. Потому что не поняли, что такое свобода. В любую историческую ситуацию надо вписаться. На это уходит время и жизни, как минимум, трёх поколений. Хотя некоторые осознают необходимость образования. Но и с ним у нас проблемы. Большинству придётся учиться на платной основе. Как в дотационной Адыгее набрать студентов, которые могут платить десятки тысяч рублей за год обучения?
ДОСЬЕ: Эмилия Шеуджен родилась в 1937 г. в Ярославской обл. В 1960 г. закончила истфак Ростовского госуниверситета. В Адыгейском госуниверситете преподаёт 25 лет. С 1990 по 2007 гг. - декан исторического факультета. Доктор исторических наук, профессор, автор восьми исторических монографий.
Смотрите также:
- Руслан Мамий: «Равнение на запад похоже на забвение собственной истории...» →
- Историк Аминат Анчокова: «Россия платит дань полезными ископаемыми» →
- Саид Багов о словесности →