– Беды России тянутся с начала 90–х, когда обесцениваться стал сам человек. Мы и сейчас путаем понятия: принимаем анархию и вседозволенность за свободу. От кого? От чего? Без законов, порядка и дисциплины, которые мы так любим поносить, многонациональное государство жить не может, – считает доктор филологических наук, профессор Руслан МАМИЙ.
С рыцарским поклоном
Аргументы и Факты – Адыгея: – 1 сентября в силу вступает закон, по которому обеспечивать школьников учебниками обязаны не родители, а школы. У Минобра денег нет. Как получается, что в стране нет денег на учебники?
Р.М.: – Я бы добавил: в стране, богатой нефтью и газом. Но я скажу об Адыгее. Недавно я выпустил вторую часть учебно–методического пособия по адыгейской литературе для учителей, преподающих в 11 классе. Книга, помимо этических норм адыгов, содержит знаменитый рыцарский свод адыгэ хабзе. Однако тираж, который оплатил Минобр Адыгеи, всего 300 экземпляров на всю республику. С условием распространения их только министерством. В магазинах этого пособия не увидишь. А его спрашивают многие: не только педагоги, но и родители, жители и гости Адыгеи, представители адыгской диаспоры из Сирии, Иордании, Турции. Они же там детей своих учат адыгскому этикету. А что я могу им ответить?
Аргументы и Факты – Адыгея: – Мы с высоких трибун говорим о том, что адыгская молодёжь должна воспитываться на адыгэ хабзе. А кто его знает?
Р.М.: – Да вы школьную программу по адыгейской литературе посмотрите: где проза Нальбия Куёка и последние книги Аскера Евтыха? А ведь Евтых писал об Адыгее в годы революции, гражданской войны, писал о раздвоенном мире человека, основываясь на документах той эпохи. Кроме того, в Адыгее до сих пор нет учебника адыгской литературы для 11 класса. На школьные учебники денег не хватает. Получается, нам не нужна история ни страны, ни родной республики? Не это ли одна из причин, по которой в вузах Адыгеи практически нет конкурса и студентов с широким кругозором?
Аргументы и Факты – Адыгея: – Стране не нужна образованная молодёжь?
Р.М.: – Была бы нужна – ЕГЭ бы уже давно отменили. Я двумя руками поддерживаю преподавателей, которые выступают против этой формы экзамена. Чтобы принимать зачёт или экзамен у школьника и студента, нужен диалог преподавателя с ними. А мы убрали из образования любые попытки живого общения. Как узнать, какими навыками он владеет в свои 17 лет? Я не говорю о том, сколько громких коррупционных дел по ЕГЭ каждый год сотрясают страну. Видимо, единый госэкзамен кому–то в прямом смысле слова дорог. А если звонкая монета становится главной ценностью в образовании, что говорить о духовности страны?
Отвыкаем от русского
Аргументы и Факты – Адыгея: – Так, может, сначала поднять экономику, а уже потом взяться серьёзно за культуру и образование?
Р.М.: – Мне «нравятся» эти полуграмотные призывы, особенно, когда звучат они из уст политиков! Не задумывались, а кто будет поднимать экономику, если сегодня не подготовить техников, инженеров, программистов? У нас давно в дефиците рабочие профессии. Мы докатились до того, что наша гордость – космическое оборудование – устарело. А потом удивляемся, почему падают ракеты и самолёты. Да потому что технике больше 20 лет, а специалистов днём с огнём... Наши учёные, инженеры ценились во всём мире. Их приглашали преподавать в Кембридж, Гарвард, Сорбонну и Оксфорд. А теперь наука в загоне. Выпускники российских вузов ищут счастья за границей. А реформа российской академии наук приведёт к тому, что детище Петра I канет в Лету. Это я к тому говорю, что не только учебников не хватает. Не хватает образования, культуры, без которых ни один человек не состоится. Как–то я прогуливался от горпарка до автовокзала, насчитал 58 вывесок. Из них только десяток полноценных русских слов. Это к слову о наших языковых приоритетах.
Вопросник кандидата
Аргументы и Факты – Адыгея: – Сегодня выходит 5–6 книг по истории, но тема одна: Кавказская война XIX века. Не много для одной республики?
Р.М.: – Поставить точку в этом вопросе трудно – что ни автор, то свой взгляд на ту войну. Участниками той войны были многие: русские, адыги, ингуши, чеченцы, казаки, карачаевцы. Часто мнения расходятся. Но среди нашей молодёжи есть люди, которым эти мемуары неинтересны. Ежегодно 21 мая мы проходим шествием по центру Майкопа, отмечая таким образом завершение Кавказской войны. В этом году Совет старейшин потребовал убрать лозунги с экстремистским содержанием. В прошлом мы остановили ребят, которые выкрикивали: «Мы адыги!». Я спросил: «Кто–то поставил под сомнение ваше происхождение?». И ведь это не единичные случаи.
Печально, что часто религия становится инструментом в политической игре. Россия – светское государство и живёт не по религиозным законам, как Ливия, к примеру. У нас религия отделена от государства. Её назначение – воспитание духовности.
Аргументы и Факты – Адыгея: – А много есть вопросов, на которые даже кандидат наук не найдёт ответа?
Р.М.: – Мы гордимся тем, что Россия – первая в мире по добыче газа. Тогда почему так высоки цены на газ? У нас огромные запасы пресной воды. Почему плата за неё повышается? В этом году Адыгея собрала 340 тонн пшеницы, кило пшеницы стоит 6 рублей. Почему цена за буханку доходит до 25 рублей? Почему государство не в силах регулировать цены на электричество, газ? В России есть многопартийность – признак демократии. Но почему у страны до сих пор нет ни единой идеи, ни новых героев? Есть свобода слова, но легче ли россиянам от этого жить? Ни ответить, ни понять невозможно.