Прямое попадание. ЕГЭ убил процесс образования?

Фото Надежды Гусевой / АиФ

Позади треволнения единого госэкзамена. Подведены итоги, составлены рейтинги самых сильных в плане подготовки к ЕГЭ школ и аутсайдеров. Оценена организация экзамена. 

   
   

Чиновники с удовольствием отметили, что в этом году в Адыгее впервые после нескольких лет провалов и коррупционных скандалов появились 100-балльники. 

Также впервые Адыгея вышла из «красной» неблагополучной зоны в экзаменационную «жёлтую». Однако вопросы к ЕГЭ и недовольство им остались. 

Кому ставить «неуд»

По результатам ЕГЭ были составлены рейтинги лучших и худших школ. Но на взгляд большинства россиян, оценивать школу и работу учителя по результатам ЕГЭ нельзя. В этом смысле Минобрнауки солидарен с народом.

На Всероссийском совещании министр образования Дмитрий Ливанов подчеркнул: «Экзамены не должны служить основанием для каких-то административных или кадровых решений. Скорее, наоборот, если где-то результат недостаточно высокий, - это основание, чтобы оказать дополнительную помощь, поддержку». 

Однако ещё одно высказывание глава ведомства заставляет задуматься о будущем российского образования. Что означает фраза: «Главный результат, по которому будем оценивать работу, - это честность и объективность проведения ЕГЭ, а не конкретная оценка, конкретный средний балл по тому или иному предмету»? Выходит, организация самого экзамена важнее знаний учащихся? 

ЕГЭ в Адыгее. АиФ/ Фото Надежды Гусевой

Представители ОНФ в Адыгее обратили внимание, что ЕГЭ практически убил процесс образования и привёл к поголовному репетиторству. 

   
   

Подавляющее  большинство учеников вынуждены ходить к репетитору, чтобы надлежащим образом подготовиться к ЕГЭ. Получается, хороший результат экзамена - это, в первую очередь, заслуга репетитора, а не учителя. Складывается ситуация, когда у слабого учителя дети ходят к репетитору, и получают высокие баллы. Получается, преподаватель получает незаслуженно высокую оценку за фактически чужой труд.

Чиновники Минобнауки Адыгеи с гордостью отчитались: в отличие от прошлых лет, в этом году в сознании учащихся родителей произошёл перелом  - ни одного коррупционного скандала, ни одного нарушения. 

«Мы впервые радовались за своих 100-балльников. Дети сами писали ЕГЭ. Кроме того, я провела анализ письменных работ тех, кто получил «неуд». Куда смотрели учителя, почему не занимались с такими детьми дополнительно? Тут все претензии к учителю. Если человек, заходя в класс, открыто говорит, кому из учеников репетитор просто необходим и сколько лично у него такая услуга стоит, возникает вопрос: а что ты сам сделал как учитель и на своём ли ты месте?» - говорит руководитель комитета по образованию Майкопа Сусанна Паранук.

Родители давно это поняли. Не надеясь на школу, они отдают немалые суммы репетиторам. Учителям при грошовой зарплате, переполненных классах и   нагрузке в 30 часов выгоднее заниматься репетиторством со своими же учениками. 

О чём думают дети, окружённые металлоискателями у входа в пункт сдачи ЕГЭ, глушилками мобильной связи в коридорах, видеокамерами в кабинетах, остаётся только гадать. Обложили техникой - не до скандалов. 

АиФ/ Фото Надежды Гусевой

«В этом году к организации ЕГЭ нет никаких претензий. Но я бы не торопился кричать: «ура». Общество с экзаменом не смирилось. Недавно завершилась 56-я Международная математическая олимпиада, где сборная России все годы была неизменным лидером. В этом году впервые за всю историю олимпиады наши ребята скатились до 26 места. Обрушение математического образования в стране напрямую связано с ЕГЭ», - считает доверенное лицо президента России, педагог Алексей Стальной.

Так что произошло в Адыгее со сдачей математики? 20 человек не допущены к ЕГЭ из-за неудов. Есть просто не сдавшие экзамен. Те, кто сдавал, выбирали из двух позиций: математику базового и профильного уровня. 

«Я против разделения математики на уровни. Школьники, сдавшие базовый уровень по математике, не в состоянии поступить в технические вузы. Базовый уровень должны сдавать единицы, а у нас его сдаёт подавляющее большинство выпускников. Это выглядит особенно дико, когда касается учащихся математических школ. В математических классах час профиля оплачивается, а учитель работает на базовом уровне, особо не заморачиваясь. Но ещё страшнее то, что многие не сдали даже базового уровня», - говорит специалист по допобразованию Адыгейского филиала Университета Российской академии образования Лариса Гутова.

«Чему мы радуемся? Тому, что школу перевели в поставщика образовательных услуг, как общепит или прачечную? Тому, что к учителю и к образованию так и относятся? Тому, чтов этом году обошлось без коррупционных скандалов? А о качестве знаний хоть кто-то из чиновников задумался? Что прекрасного в том, что старшеклассник за задачку третьего класса берёт самый высокий балл, а задачу выпускного класса решить не в состоянии, - рассказала в интервью «АиФ-Адыгея» член Совета по развитию гражданского общества при главе Адыгеи Нина Коновалова

АиФ/ Фото Надежды Гусевой

Неудобные ученики

Всем ли под силу ЕГЭ? Все знают, что у нас есть элитные и обычные школы, причём, среди обычных - те, что ниже среднего уровня. Детей со слабой успеваемостью из элитных школ «просят»  - аутсайдеры не должны портить картину успеваемости. 

Но многим из этих детей ЕГЭ просто не под силу сдавать. Для них «тройка» - уже результат. Нет больше в наших школах коррекционных классов, слабые дети учатся наравне с остальными. Многие из них не в состоянии освоить даже базовый уровень.

«В конце года приходится условно переводить такого ребёнка в следующий класс, потом ещё и ещё. Оставлять на второй год бессмысленно. Почему не выдать аттестаты с «неудом»? Почему не восстановить коррекционные классы и очно-заочные школы? Ведь после 9 класса слабым детям не светят даже профколледжи Адыгеи - слишком высокие баллы что в гуманитарно-техническом, что в медицинском, что в политехническом. Остаётся одно - улица», - говорит председатель комитета по социальной политике Совета народных депутатов Майкопа Наталья Ткаченко.

По мнению омбудсмена по защите правам ребёнка в Адыгее Александра Ивашина, чиновникам пора прислушаться к жалобам россиян на ЕГЭ. Это индикатор общественного мнения. Да, нужен запрос государства на грамотных людей, на учителей, как это сделали в Белоруссии. Но 20 лет бесконечных образовательных реформ не выстроили стройную и чёткую систему образования в России. В течение года сменилось три стандарта образования. А должен быть единый стандарт, единый учебник и равные возможности для получения образования у каждого ребёнка. 

Аминет ХУАЖЕВА, министр образования и науки Адыгеи:
- Откуда пошла информация, что деятельность преподавателей оценивается по результатам ЕГЭ? Это было бы необъективно. Мнимая гонка за результатами может привести к плачевным последствиям, как то было в 90-е годы. Но нельзя закрывать глаза на то, что результаты ЕГЭ напрямую зависят от уровня подготовки самих учителей, поэтому здесь необходимо провести соответствующую работу. Мы проанализировали успеваемость детей, получивших на ЕГЭ от 80 до 100 баллов, чтобы убедиться: заслуженные они или нет. После проведения тестирования учителей оказалось, что между высокими баллами ЕГЭ для учеников и итогами тестирования есть прямая взаимосвязь. Повторю, наша задача - выяснить причины падения знаний, выработать стратегию работы для школ-аутсайдеров. Падение знаний начинается не в старших классах средней школы, а гораздо раньше. Многие годы не акцентировали внимание на дошкольной подготовке детей, которая должна вестись в детских садах. Если говорить о школе, то именно 5-9 классы вызывают особую озабоченность, основное падение знаний происходит в среднем звене. Мы должны понять, что является причиной. Единственная цель рейтинга школ и тестирования учителей - достижение качественного образования. С кем и каким образом - вот что мы хотели понять. На модернизацию системы образования Адыгеи было выделено 800 млн руб. И к тем школам, которые улучшили свою материально-техническую базу за счёт целевой программы, у министерства есть вполне обоснованные вопросы. К примеру, почему школы аулов Шенджий и Панахес Тахтамукайского района, при отличной материальной базе, который год по результатам ЕГЭ ходят в аутсайдерах с практически узаконенным репетиторством? Почему выпускники двух школ г. Адыгейска, четырёх школ Кошехабльского района и средней школы №15 Майкопа не сдали даже базовый уровень по математике?

Смотрите также: