«Я редко использую термин «одарённый ребёнок». Нельзя сказать о ребёнке, что он неодарённый. Может, недостаточно раскрыт потенциал, может, нет мотивации. Многое зависит от учителя. На мой взгляд, школа должна давать фундамент: хорошее математическое образование, которое учит ребёнка мыслить, хорошее знание языка и литературы, которые помогают эти мысли излагать», - считает участник Всероссийского образовательного форума Общественного народного фронта (ОНФ), декан факультета математики и компьютерных наук АГУ Дауд МАМИЙ.
Свобода для труда
Карина Кадиева, АиФ-Адыгея: - Вы руководите одной из известных в России школ, обучающих математически одарённых школьников. Кому, как не вам, знать, как новые реформы влияют на уровень знаний?
Дауд Мамий: - Несмотря ни на что, количество талантливых детей не уменьшается. Никакие изменения в системе образования и в обществе на это не влияют. В последние 20 лет в России произошёл «взрыв» в области дополнительного обучения школьников естественным наукам и особенно математике. В 90-е годы у учителей появилась свобода для творчества, возникли различные формы работы с детьми, при активном участии государства открылись новые школы и центры. Сейчас этот процесс продолжается. У учащихся появилось больше возможностей себя реализовать. Согласен с Эдисоном: «Гений - это 1% таланта и 99% труда».
Одна из трудностей, с которой мы сталкиваемся в средней школе, это неумение школьников работать. Многие не знают, что значит учиться, - не приучены к систематическим занятиям, самостоятельному поиску материалов для работы, регулярному чтению. В Республиканской естественно-математической школе при АГУ, помимо конкретных знаний, мы помогаем приобретать эти навыки.
- То есть обычная средняя школа не даёт этой системы знаний?
- Я бы не обоб-щал. Всё зависит от личности учителя, от школы. Но если брать в среднем, современная школа не учит мыслить самостоятельно, не учит работать. С этим мы каждый год сталкиваемся в университете. Базовая подготовка ниже, чем было 10-20 лет назад. Чем это объяснить, не знаю. Это сложная не только российская, но международная проблема, у которой нет простых решений. Школа должна давать математическое образование, знания родного языка и литературы. Не страшно, если школьник не умеет решать какие-то специальные виды уравнений. Не эту цель преследует математика. Она развивает мышление, учит систематически работать. Русский язык и литература помогают эти мысли излагать.
Сегодняшние школьники чересчур перегружены. У многих из них нет ни времени ни желания читать. Они воспитываются в визуальной среде с минимумом текстовой информации. А ведь именно понимание текстов требует от учащегося усилий. Качество школьного образования надо повышать - существует большой зазор между уровнем знаний выпускника школы и требованием вузов. Нередко формально по баллам ЕГЭ уровень соответствует, а фактически - нет.
За порогом
- В этом году снизили порог ЕГЭ. Тем не менее в Адыгее его не преодолели 186 физиков, 248 человек не сдали математику, ещё 78 - завалили русский. Стоило снижать?
- Это катастрофа. Я уверен: если людям, окончившим школу 30 лет назад, дать эти задания, большинство преодолеет порог. Уровень математической подготовки в школах резко снизился. Понижение минимального порога сдачи экзамена - помощь хоть как-то окончить школу. Но балльный порог в вузах всё время повышается. Так что со своими школьными результатами они в вузы поступить не смогут. В этом смысле ЕГЭ, как бы к нему не относились, на самом деле показал объективную картину низкого уровня знаний.
- Получается, из школы уходит учебный процесс, остаётся репетиторство?
- У нас многие дети ходят на 2-3 отделения естественно-математической школы. Не только на математику-физику, но и на программирование, на биологию, на химию и астрономию. С одной стороны, им интересно. С другой - они добирают то, что им недодали в средней школе. Многие ведь еще изучают иностранные языки, ходят в спортивные секции и массово - к репетиторам. Репетиторство было всегда. Правда, раньше уровень преподавания был такой, что к репетиторам ходили 1-2 ученика из всего класса. Сейчас школу без репетиторства представить себе невозможно. Это ненормально. У детей возникает колоссальная перегрузка. Плюс стресс от ЕГЭ. Вот мы и получаем не только недостаточно образованное, но и не очень здоровое поколение.
Педагоги «выгорают»
- А где таланты в профессии?
- Известный педагог Евгений Ямбург как-то сказал: «Учитель - самая забитая часть гражданского общества». Значительная часть учителей российских школ «выгорела». Что сегодня заставит молодого человека окончить педагогический вуз и пойти в школу? Низкая зарплата? Загруженность и непомерная ответственность? Постоянный контроль? Мне думается, это одна из проблем, которую надо решать государству.
Сегодня есть все условия, чтобы работать в школе по-новому. По программе модернизации оснастили техникой многие школы - иные вузы позавидуют. Но большинство же работает по инерции.
Но есть и те, кто готов к эксперименту. В Адыгее создали Республиканский центр дистанционного образования и уже год мы работаем с районами Адыгеи. В удалённых, малокомплектных школах, где есть проблемы с кадрами, появилась возможность дистанционно обучать детей физике, информатике и другим дисциплинам. Мы выступаем модераторами этого процесса. Но основная нагрузка лежит на учителях - энтузиастах. На Всероссийском образовательном форуме ОНФ в Пензе мы подробно рассказали об этом опыте.
Школе нужны новые кадры. И одним повышением зарплаты проблемы образования не решить. Нужно создавать условия для комфортной работы, для творчества, чтобы педагог думал о том, чем он завтра удивит учеников, чему научит, а не о том, как лучше натаскать к ЕГЭ. Тогда из школы выйдут образованные, культурные и свободно мыслящие люди.