Александр ЕРМИЛОВ: «С улицы на офицерскую должность не попасть»

Мы, граждане, ждём от защитников порядка высокого профессионализма, самодисциплины, красиво сидящей формы и начищенных ботинок. И при этом уверены: они обязаны уметь всё, – от оказания медпомощи до решения наших бытовых проблем.

   
   

Им положено находить общий язык с каждым из нас – не из формальной вежливости, а чтобы с душой. При этом мы как общество – противоречивы: хотим заступничества и всепрощения. Как найти такой унифицированный образ полицейского нового времени? Об этом рассказал руководитель управления по работе с личным составом МВД по Адыгее Александр ЕРМИЛОВ.

Прошу принять

Елена Космачева, «АиФ-Адыгея»: – Александр Александрович, в чём отличие ведомства Адыгеи от других регионов в поиске образа будущего полицейского?

Александр Ермилов: – Отличия есть. Каждый кандидат на службу идёт у нас на личный приём к министру внутренних дел по Адыгее. Насколько я знаю, в этом Адыгея – единственный субъект среди ведомств РФ. Несмотря на свою загруженность, министр находит время, встречается с каждым, кто претендует на любую должность, начиная от рядового постового. Говорит с молодыми, смотрит им в глаза и принимает решение. Не ошибусь, если скажу, что в этом отношении МВД по Адыгее внедряет пилотный проект. Это – инициатива министра.

– Но ведь есть установки сверху?

– Другой пример – отношение к исследованиям кандидатов на полиграфе. Рекомендации федерального ведомства касаются только офицеров, которые назначаются на руководящие должности. У нас есть своё решение – через исследования на детекторе лжи проходят все кандидаты на службу.

   
   

– Сегодня многие хотят работать в полиции: привлекает заработок, социальные гарантии. Есть факты, когда просят устроить «по звонку», или в Адыгее ужесточение правил кадрового отбора принимается коллегиально?

– Мы создали комиссию, которой нет ни в одном другом региональном ведомстве. Каждый из её состава изучает материалы предварительной проверки кандидата, затем проводится тестирование, собеседование, в обязательном порядке кандидаты пишут диктант по русскому языку. Комиссия выносит своё решение. Но даже после этого каждый кандидат с личным делом и резюме комиссии идёт на отдельную беседу с министром.

– Сколько времени уходит с момента подачи заявления о трудоустройстве до зачисления в состав МВД и получения формы?

– Формирование личного дела у нас занимает от двух месяцев до полугода. В это время кандидаты могут учиться или работать в гражданской профессии. Сроки обусловлены тем, что сначала идёт достаточно тщательный отбор военно–врачебной комиссии. Одни могут её пройти за две недели, другие – за два месяца: если врачи МВД видят какое–то отклонение в здоровье кандидата, его направляют на углублённые исследования. Если кандидат в отличной физической форме, здоров, реальный срок трудоустройства составит не более двух – трёх месяцев.

– А процесс тестирования в МВД как проходит? – В один из дней у нас было 22 претендента на работу в полиции. Тестирование, диктант и собеседование заняли около шести часов. По сути, это экзамен на профессиональную пригодность, стрессоустойчивость, коммуникабельность.

Мотив как двигатель

– В полицию сегодня большой конкурс. Почему молодые парни идут в полицейские?

– Основная часть приходит с желанием и готовностью работать. Это взрослые ребята, которым важны стабильность и уверенность в завтрашнем дне, что немаловажно в трудоустройстве. Есть и такие, которые говорят: «Меня родители направили».

Но есть и ответы: «Хочу служить родине». Обычно свой мотив ребята поясняют – служил в армии, мне понравилась дисциплина, ответственность, форма, хочу продолжить служить государству. Таких патриотично настроенных ребят – около 30% из всех кандидатов. Недавно на собеседовании был парнишка, который очень понравился всем. Напротив его фамилии в списке я даже написал: «В первую очередь», – так что у него есть все шансы стать отличным полицейским.

Умение разговаривать с людьми сегодня для полицейских едва ли не самое важное качество. Фото: АиФ-Адыгея

– И куда он будет направлен? Качества кандидата влияют на выбор подразделений?

– Все, кто сегодня приходит работать в полицию, начинают с рядовых должностей – патрульно–постовых, вневедомственной охраны, конвойных подразделений. Попасть на офицерскую должность в МВД по Адыгее с улицы гражданскому человеку сегодня практически невозможно, как и не отслужившему срочную службу в армии. Даже если у кандидата несколько высших образований.

Пусть меня научат

– Вы присутствуете при личных беседах министра внутренних дел с кандидатами. О чём их спрашивает министр?

– О разном! Предугадать невозможно, отдельного списка заготовок у него нет. Часто это общепознавательные вопросы, например, как часто читаешь книги, какой любимый автор, что прочёл за последнее время. Любит по истории экзаменовать. Иногда ребята не могут вспомнить даже известные события Великой Отечественной. К сожалению, некоторые дату начала войны не знают, её героев, не могут назвать полководцев. В истории Адыгеи тоже не сильны, хотя уж свой родной край, казалось бы, каждый должен знать. Однако не могут порой объяснить, что находится на гербе Адыгеи и путаются в цветах флагов. Качество элементарной школьной подготовки у нас очень низкое. Безусловно, предугадать вопросы тоже нельзя, иначе все бы готовились заранее…

– А список самых примитивных ответов не ведёте?

– Ну, если парень связист по специальности, но не может рассказать закон Ома, о чём говорить? Сложный ли вопрос – как вы понимаете слово «самопожертвование» или понятие «подвиг»? Не могут объяснить. Но мы смотрим только общий уровень подготовки кандидата. Часто бывает, что из одной школы, а то и класса, приходят с разными знаниями, хотя в аттестатах зрелости у них одинаковые оценки – вот парадокс.

– С высшим образованием тоже проблемы? Какое отношение в полиции к коммерческому образованию?

– Кандидат с высшим юридическим образованием подчас не может дать формулировку понятия «преступление». Из каких частей состоит Уголовный кодекс – не знает. Лично я отношусь к коммерческому обучению отрицательно, поскольку с его результатами сталкиваюсь сам.

Пример: прошу кандидата назвать тему его дипломной работы, которую он месяц назад защитил, и он не может сказать даже название, не только тезисы её содержания, это – беда. Как правило, ребята, учившиеся в вузе на бюджетных местах, лучше подготовлены.

– А как устраиваются выпускники базовых вузов системы МВД?

– У нас есть специальные, так называемые комплектующие вузы в нескольких регионах: Краснодар, Волгоград, Ростов, Воронеж, Нижний Новгород. Каждый год, в июне – августе мы проводим примерный анализ потребности специалистов МВД по РА, которых готовят в этих негражданских учебных заведениях. До 1 октября направляем заявку в департамент госслужбы и кадров МВД РФ на необходимое нам количество мест для подготовки специалистов в этих вузах. Обычно нам идут навстречу и мы получаем направления, по которым наши кандидаты едут учиться на бюджетной основе. Этих выпускников мы обязаны затем принять на работу, причём по контракту с нами. Каждый из них должен отработать по специальности минимум пять лет.

К слову, в этих же вузах есть и коммерческие отделения, но их трудоустройством мы не занимаемся.

– А если молодой специалист сбежит до пятилетнего срока отработки?

– Для нас это – ЧП, значит, мы плохо отобрали кандидата. В 2013 году только один выпускник был уволен – не справился, не потянул эмоциональные и физические нагрузки службы. Как он мне пояснил – никакой личной жизни с такой работой. В течение трёх лет до этого, случаёев увольнения не было.

Смотрите также: